Skip to main content

+30 697 070 77 19 Telegram, WhatsApp, Viber;  e-mail: info.afon@gmail.com

Афон сегодня

Афон сегодня

Современное положение Святой Горы Афон

Содержание

Монастыри Афона

Сегодня на Святой Горе существуют 20 монастырей, которые расположены в следующем иерархическом порядке: 1) Великая Лавра (962/963 г.), 2) Ватопед (972 г.), 3) Иверский (970 г.), 4) Хиландар (1197/1198 г.), 5) Дионисиат (1357 г.), 6) Кутлумуш (1080 г.), 7) Пантократор (13 в.), 8) Ксиропотам (10 в.), 9) Зограф (10 в.), 10) Дохиар (10 в.), 11) Кракал (11 в.), 12) Филофей (1015 г.), 13) Симонопетра (13 в.), 14) Святого Павла (10 в.), 15) Ставроникита (11 в.), 16) Ксенофонт (10 в.), 17) Григориат (14 в.), 18) Эсфигмен (10 в.), Сятого-Пантелеимона (1016 г.), 20) Констамонит (11 в.). 

Данное количество монастырей закреплено в Уставной Хартии Святой Горы Афон, согласно которой основание 21 монастыря запрещено. Если количество монахов будет возрастать так, что в монастырях не будет достаточно места, они смогут наполнять скиты и келлии, которые сегодня на Афоне не столь густо заселены. Монастырям принадлежит вся территория Афона, а также все существующие здесь монашеские поселения. Определенную независимость имеет Карея - административный центр Афона, где расположены органы управления Святой Горой. Все монастыри Афона самостоятельны в своем управлении, зависимость от Вселенской Патриархии является лишь духовной и выражается только в поминовении Вселенского Патриарха на богослужении.

В течении истории монастыри назывались патриаршмим, царскими, ставропигиальными. Царскими они называются потому, что учреждались указами и попечительством византийских императоров с выдачей соответствующих хрисовулов.

 

Монастырь Эсфигмен. Один из древнейших и населенных на Святой Горе, но не входящий сегодня в число 20 афонских монастырей

Спустя время монастыри также начали именоваться патриаршими, это связано с выдачей патриарших сигиллов. Тогда устанавливались связи монастырей с константинопольскими патриархами, которые проявляли попечение об афонских обителях. Ставропигийными монастыри начали называться по причине воодружения креста (Stavros  с греч. Крест) на фундаменте монастыря перед его строительством епископом или патриархом. Сегодня термин "ставропигия" означает нахождение того или иного монастыря в юрисдикции какого-либо патриарха определенной Поместной Церкви.

Архитектурно, большинство монастырей Афона не имеют ярко выраженных друг от друга отличий, хотя внешне отличаются размерами строений, цветовой гаммой фасадов, периодом постройки.

В общежительных монастырях законодательная власть принадлежит собору старцев монастыря (герондии), а исполнительная игумену (геронде), который избирается пожизненно и является духовным отцом обители.

Уклад в общежительных монастырях более организованый, монахи несут разные послушания, которые назначаются им в начале каждого года. Часто бывает, что определенное послушание может быть закреплено за конкретным монахом 2, 3 и более лет подряд. Монахи в монастырях не имеют никакого имущества, а об их нуждах печется сам монастырь.

В части монастырей, которые несколько десятков лет назад были идиоритмическими, законодательная власть принадлежала проистаменам, избиравшихся на эту должность пожизненнно, а исполнительная 2-м или 3-м из них, избираемых на эту должность на 1 год.

Параклис вмч. Димитрия Солунского в болгарском монастыре Зограф

Около 30-40 лет назад на Афоне действовало 7 идиоритмических монастырей: Великая Лавра, Ватопед, Иверский, Хиландар, Пантократор, Ксиропотам, Дохиар. Согласно Уставной Хартии, идиоритмические монастыри по желанию их насельников могли быть преобразованы в общежительные, но исключалось обратное. Последний из монастырей вершувшийся к общежитию стал монастырь Пантократор в 1992 г. Помимо монастырей на Святой Горе существуют и другие сообщества монахов: скиты, келлии, каливы, кафисмы, исихастирии.

Скиты 

Согласно Уставу Святой Горы редакции 1924 г. на Афоне находятся 12 скитов, общежительных и идиоритмических; однако впоследствии были возрождены и прочие скиты, которые не вошли в последнюю редакцию Устава. К общежительным скитам относятся 4: Святого Андрея (греческий), Пророка Илии (греческий), Святого Иоанна Предтечи (румынский), Ксилургу (русский). Общежительные скиты внешне очень похожи на монастыри, обычно их территория ограждена стенами, внутри двора располагаются монастырские постройки и храмы. Настоятель скита ииенуется "Дикеем", эта должность присваивается пожизненно как и в монастырях. 

Идиоритмических скитов 8, все они греческие, в скобках указаны названия монастырей к которым принадлежат: Благовещенский (Ксенофонт), Новый Скит (Святого Павла), Лаккоскит (Святого Павла), Святой Анны (Великая Лавра), Кавсокаливия (Великая Лавра), Святого Иоанна Предтечи (Иверский), Святого Пантелеимона (Кутлумуш), Святого Димитрия (Ватопед).

Как и в общежительных скитах, идиоритмические управляются дикеем, который избирается на 1 год, а не пожизненно как в киновиальных (общежительных) скитах.

Общежительный скит "Ксилургу" монастыря вмч. Пантелеимона 

Келлии

Келлиями на Афоне называются монашеские комплексы меньшего или большего размера, с домовой церковью внутри, или 2, 3 церквями, которые могут быть построены отдельно от основного корпуса. Обычно келлии имеют земельный участок на котором занимаются земледелием. Некоторые келлии изготавливают продукцию, реализовывая которую поддерживают себя самым необходимым.

Каливы

Каливы представляют из себя здания обычно меньшие чем келлии по размеру, со встроенным храмом. Зачастую имеют небольшой участок для земледелия. В келлиях монахи также занимаются каким-либо ремеслом. Местами в совокупности каливы похожи на поселки, но не связаны друг с другом организационно. Большинство калив расположены в районе "Капсала", а также на юго-западе полуострова возле поселений Малой Святой Анны, Кутанакии и святого Василия.

Калива "Панагуда" в которой подвизался прп. Паисий Святогорец

Кафисмы

Под кафисмами понимаются небольшие домики или хижины, расположенные рядом с монастырем. В кафисме обычно подвизается 1 монах, который посещает головной монастырь во время богослужения и трапезы.

Исихастирии

Исихастирии, пустыни или аскетерии так обычно называют пустынные, тихие, удаленные от других обителей Афона места, где в более суровых условиях в хижинах или преобразованных пещерах, подвизаются отшельники. Среди таких мест известны Карули, расположенные после скита Святой Анны на юге полуострова.

Места уединения монахов отделены здесь ущельями и скалами, а сообщение между ними образуется из узких троп, лестниц цепей.

Келлии отшельников в южной части афонского полуострова

 

Паломничество

Авторские туры, индивидуальные и групповые поездки, круизы вдоль Афона
Забронировать автомобиль с водителем
Разрешение на пребывание на Афоне
Ватопедский монастырь
Кутлумушский монастырь
Источник на Афоне
Скит святой Анны Афон
Монастырь Дохиар