Скит святого пророка Илии
Год основания: 1757
Исторические сведения
Скит Пророка Божия Илии расположен в северо-восточной части афонского полуострова. Со всех сторон кроме восточной он окружен холмами, благодаря чему защищен от ветров, но в тоже время с востока всегда обвивается свежим воздухом. Историки XIX в. упоминают, что такое географическое расположение скита было полезно для здоровья, а также благоприятствовало садоводству.
Вид с восточной стороны Ильинского скита на монастырь Пантократор
Основателем Ильинского скита является прп. Паисий Величковский. Из жития преподобного известно, что он прибыл на Святую Гору в 1746 г. из скитов Трэистени и Кырнул (Валахия), поселился в одной из калив монастыря Пантократор и принял монашеский постриг. В 1757 г. он приобрел у монастыря Пантократор келлию в честь святого равноапостольного Константина.
Спустя время образовалось небольшое братство из 12 человек молдавского и славянского происхождения. По просьбе насельников келлии и прочих монахов на Афоне монах Паисий принял священный сан и стал игуменом обители. Известно, что это рещение далось очень сложно и поначалу Паисий не хотел принимать священный сан считая себя недостойным такого высокого служения.
По прошествии времени, когда количество насельников увеличилось прп. Паисий приобрел у монастыря Пантократор обветшалую келлию в честь пророка Божия Илии и по благословению Константиноаольского патриарха Серафима I был учрежден Ильинский скит. Трудами братии и благодаря помощи жертвователей были построены: церковь, кухня, пекарня, странноприимый корпус, 16 келлий, а также была проведена вода.
Преподобный Паисий Величковский
Монашеское правило совершалось в соотвествии с установленным на Афоне чином. Богослужение совершади на 2-х языках: молдавском и славянском. В обители был введен общежительный устав. Преподобный Паисий трудился вместе с братией, переводил книги святых отцов, занимался рукоделием, делал деревянные ложки и прочее. Патриарх Серафим I, пребывая на покое в монастыре Пантократор, а также прочие святогорские монахи часто навещали Паисия Величковского.
Когла численность братии достигла 64 человек, по благословению Протата прп. Паисий переселился с половиной братии в пребывавший в долгах и малонаселенный монастырь Симонопетра, но пробыв там 3 месяца и не в состоянии вернуть долги монастыря возвратился в Ильинский скит. В 1763 г. отец Паисий вместе с монахами скита на 2-х судах покинули Афон, после чего в обители осталось 20 монахов, а в 1766 количество насельников достигло 41-го. В этом году султанским фирманом скит был освобожден от хараджа. Позже в Ильинском скиту поселились монахи из черноморских козаков. Преподобный Паисий не хотел оставлять обитель, но сделал он это ради братии, т.к. в это время в скиту было тяжелое положение, были не урожайные годы, очевидно скит был на грани выживыния и ради братии он пожертвовал своей любовью к Святой Горе.
Уезжая он предсказал, что придет время когда скит достигнет расцвета и настоятель будет именоваться Паисием, что со временем и произошло.
Юго-западная часть скита в которой находилась келлия преподобного Паисия Величковского
Следующим настоятелем после прп. Паисия стал архимандрит Варлаам, а после него настоятелем скита стал монах Афанасий. При нем 22 / 28 июня 1798 г. совершилось соглашение с соборными старцами Пантократора о предоставлении ему больших прав, а также возрождении и возведении ряда построек. Все это было указано в новой омологии вместо утерянной певоначальной, выданной еще при Паисии Величковском.
Колодец скита был сооружен при следующем после Паисия Величковского настоятеле Варлааме
После отца Афанасия скитом управляли иеросхимонах Спиридон, затем иеромонах Герасим (1816-1817) и иеросхимонах Парфений.
В период Греческого освободительноного восстания (1821-1829), когда войска Турции оккупировали Афон, о. Парфений вместе с схимонахами Дамианом и Саввой вывезли часть святынь и утварь скита. Отца Парфения сопровождал его будущий преемник иеромонах Павел. После отбытия настоятеля, насельники Ильинского скита по причине притеснения турок и опасности нападений морских разбойников удалились с Афона. Часть братии уехали в Россию, прочие в Молдавию, скит опустел.
По возвращению на Афон в 1830 г. отец Парфений встретил в монастыре Пантократор 8 братий-молдаван из прежней обители. По благословению монастыря Ильинский скит был восстановлен. В тот период скит начинают посещать паломники, некоторые из них принимают здесь постриг, Среди поступавших в скит было много запорожцев, придунайских казаков, молдаван.
Северо-западная часть скита в которой находятся: храм, кухня, трапезная, братские келлии, гостиница для паломников, приемные залы
После того как почил о. Парфений (+1837), следующим настоятелем стал иеромонах Павел (+1840). При нем количество братии достигает 40 человек и скит возвращается на общежительный устав.
С 1839 по 1841 г. в скиту 5 сменилось 5 настоятелей. После иеросхимонаха Павла скитом управляли: архиманрит Акакий (в схиме Антоний), затем иеромонах Иоанникий (+ 1851), после него архимандрит Серафим и схимонах Илия. В августе 1841 г. настоятелем скита становится болгарин иеросхимонах Паисий (1796-1871).
Богослужебный устав в Ильинской обители исполнялся насколько возможно полно, поэтому всенощные бдения начинаемые с вечера вместе с Божественной Литургией в летнее время завершались к рассвету. В тот период на всех богослужениях поминаются имена всех благотворителей и ктиторов скита, а также было учреждено непрестанное чтение псалтири. Совершаемые трапезы были как и сегодня были общие для всех, т.е. насельников обители и паломников. В период развития скита насельников было около 400 человек, в праздники скит посещали также пустынножители. Меню в основном составляли овощи, а в праздники предлагалась соленая рыба которую доставляли из России.
Акцент на нестяжании существовал с самого основания Ильинского скита. Об этом можно судить об одеянии монашествующих, что можно наблюдать и сегодня. Одежда насельников была однаковой вне зависимости возраста, сана. В этом смысле внешне не было отличия иеромонаха от послушника. Для пошива повседневной одежны использовалась простая, крепкая, преимущественно шерстяная ткань. В начале 90-х гг. XX в. скит становится греческим. Сегодня скиту подвизается 10 братий на общежительном уставе.
Комплекс построек
В 1806 г. было завершено возведение однокупольного храма в честь святого Пророка Илии. Длинна храма составляла 20 метров и 13.5 м. ширина. По причине увеличения количества насельников, которые не помещялись в 16 келлиях построенных еще при прп. Паисие, братия начала селиться вне скита в келлиях по 2,3 человека. Келлиоты приходили в воскресные и праздничные дни на богослужение и трапезу, после чего снова расходились.
После 1840 г. в Ильинском скиту действовали следующие храмы: Ильинский, Благовещенский, Митрофаниевский. Когда отец Паисий стал настоятелем, на то время собор не был отштукатурен, в куполе и сводах были трещины через которые во во время дождей проникала вода. Братские келлии обветшали и были тесны, Митрофаниевская и Благовещенская церковь находились за оградой. Северная сторона Благовещенской церкви примыкала к трапезной скита, которая на тот момент не имела потолка. При настоятеле Паисие были отремонатированы храмы скита. В Митрофаниевском был устроен иконостас, мраморный пол, слева от престола была поставлена икона свт. Митрофана Воронежского. Между Благовещенскмим и Митрофаниевским храмом был возведен братски корпус на 15 келлий.
Кафоликон скита построен в византийском стиле, получившем распространение в русском храмостроении в середине XIX начале XX вв. и посвящен пророку Илии. Кафоликон был построен в период 1900-1914 гг. Храм проектировал одесский епархиальный архитектор Л. Ф. Прокопович. Главный храм скита пророка Илии является вторым по величине на Афоне. Его длина 54 м, ширина 34 м, высота 36 м. Византийский стиль храма является несколько упрощенным вариантом собора святого Владимира в Киеве.
Центральный вход в соборный храм святого Пророка Илии
Напротив центрального входа в кафоликон расположен центральный вход в скит, а над ним - каменная 3-х ярусная колокольня (1848-1849). С севера, юга и запада от собора располпгается монолитный корпус в котором нахолятся братские келлии, параклисы, трапезная, гостинные залы, архондарик, кухня, выставка и музей скита.
Скит имел подворья в Константинополе, Одессе, Таганроге, а также владел рыбными промыслами на Дунае.
Святыни
Среди святынь скита особое место занимает часть Креста Господня и часть пелен Богомладенца. В скиту хранятся частицы мощей святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; апп.: Матфея, Иакова Алфеева, Иакова – брата Господня по плоти, Иакова – брата Иоанна Богослова, Иоассона и первомученика архид. Стефана; свщмч. Дионисия Ареопагита, вмчч:Федора Тирона, Феодора Стратилата; св. пророка Иеремии и прочих святых.
Внутренний интерьер центрального храма. Пол сделан по палубной технологии без единого гвоздя
Паломничество
Программы поездок на Афон
Автомобиль на Афоне
Диамонитирион
Иконы скита
Тихвинская
10 фактов о Ильинском ските
1. Ильинский скит был основан в 1757 г. прп. Паисием Величковским, уроженцем г. Полтава.
2. Историки XIX в. упоминают, что скит имеет хорошее географическое расположение, что благоприятно как для здоровья насельников, так и для ведения садоводческой деятельности.
3. При Паисие Величковском в скиту велась переводческая деятельность трудов святых отцов с греческого на русский язык, а также перепись книг.
4. Скит имел подворье в Одессе и других местах, а также корабль, которым доставляли продовольствие, но не имел своей пристани и при подходе корабля всегда сооружалась временная.
5. Соборный храм скита один из самых больших на Святой Горе Афон и посвящен святому Пророку Илии. Его длина 54 м, ширина 34 м, высота 36 м.
6. В скиту находится список иконы Тихвинской заплакавшей 17 февраля 1877 г.
7. Среди множества святынь и частиц мощей в скиту хранится часть пелен от Рождества Христова.
8. В обители существует музей в котором экспонируются: храмовая утварь, предметы быта прошлых столетий и множество интересных исторических артефактов.
9. В 1992 г. скит получил статус греческого, в котором пребывает до сегодняшнего дня и придерживается общежительного устава.
10. В скиту подвизается 10 человек, а его настоятелем с 2020 г. является архимандрит Филимон.