Skip to main content

+30 697 070 77 19 Telegram, WhatsApp, Viber;  e-mail: info.afon@gmail.com

Андреевский скит на Афоне

Скит святого апостола Андрея Первозванного

Год основания: 1849

Содержание

Исторические сведения

На территории современного скита св. ап. Андрея Первозванного с X века существовала монидрия (монастырек) с небольшим братством, посвященная преподобному Антонию Великому Египетскому. Частая смена владельцев монидрии, привела это древнее место в упадок; со временем, сюда приехал бывший патриарх Константинопольский Афанасий III Пателарий, происходивший из рода греческих царей Палеологов.

В середине XVII века, оставив патриаршую кафедру он прибыл на Афон и возродил существовавшую здесь монидрию. Спустя время, он уехал в Россию для сбора милостыни, желаю оказать финансовую помощь Солунской митрополии, которая имела долги перед турками. Почил Афанасий рядом с г. Лубны, до сегодняшнего дня там существует Спасо-Преображенский монастырь. Средства которые он собрал, согласно завещанию были переданы по назначению. Через 10 лет обрели его нетленные мощи, которые сегодня находятся в благовещенском соборе г. Харькова в сидячем положении.

Центральный вход в скит св. ап. Андрея Первозванного

После отъезда патриарха, эта монидрия стала отдельной келлией Кареи, а затем (через 100 лет после Афанасия) местом уединенного покоя другого вселенского патриарха - Серафима II. Особое расположение султана к этому святителю и всеобщее уважение, давали ему возможность выбрать любое место для жительства на Афоне; вследствие чего cвятогорское общество, желая со своей стороны почтить высокого гостя, вступавшего в братство Святой Горы, снабдило его всеми необходимыми строительными материалами.

Патриарх Серафим, на свои средства построил патриарший дом и, придав ему всевозможное благоустройство и великолепие, соорудил при доме прекрасный храм в виде башни византийского стиля во имя святого апостола Андрея Первозванного. В храме находилось два придела: нижний, предназначенный быть усыпальницей, и верхний, в честь св. ап. Андрея, последствии переименованный греками в честь преподобного Антония Великого. Эта церковь была значительная по своим размерам, с отделкой в византийском стиле. Ее купол в виде легкого шатра поднимался над сводами, а пол был выложен мрамором. С тех пор это место получило название «Серай» (красивый дворец).

Башня патриааха Серафима II с церковь. в честь св. ап. Андрея Первозванного

После 2-х летнего пребывания в этой келлии, патриарх Серафим, по уважительным причинам должен был оставить Святую Гору. С разрешения Императрицы Екатерины II ему было разрешено въехать в Россию на русском корабле; в 1775 г. по прибытии, он был почетно принят в Санкт-Петербурге и Москве. Патриарху не судилось вернуться на Афон, он почил в том месте, где и его предшественник патриарх Афанасий. Со временем келлия стала собственностью Ватопедского монастыря.

Известно, что при патриархе Афанасии, как и до него, здесь существовала только одна церковь во имя прп. Антония Великого; патриарх Серафим в воздвигнутом новом здании, соорудив новый храм, придал ему благолепие и устройство.

Преобразование в скит

Около 1830 г. 2 русских монаха Варсонофий и Виссарион прибывают на Афон. В миру оба носили имя Василий. Один - уроженец города Венев, Тульской Губернии, из рода Толмачевых (принявший постриг с именем Виссарион), принадлежавший к московскому купечеству, другой  - из города Дмитровска, Вавилов Василий (в монашестве Варсонофий), принадлежавший к тульскому купечеству.

Фиал водосвятия

Когда русское братство вступило во владение Серайской келлией, ее постройка, хотя и сохранилось в первоначальном виде, но вследствие продолжительного запустения была лишена всякого благолепия, утратила все лучшее и замечательное из своего убранства и украшения. Многое обветшало, было расхищено и вообще находилось в состоянии разрухи, и требовало обновления, капитального ремонта как в отдельных частях так и в общем.

Из предметов, существование которых можно отнести ко времени древней монидрии, или ко времени патриарха Афанасия перешедших вместе с Серайской келлией в руки русских, к сожалению сохранилось немного. Уцелели 2 местных Богородичных образа и прп. Антония Великого, а также оловянные сосуды с покровцами.

Со времен патриарха Серафима остались: ризы, поручи, эпитрахиль, воздухи из древней венецианской золотой парчи, медное ручное кадило (кация), немного икон и крестиков, несколько богослужебных книг на греческом и славянских языках, печатных и рукописных, а также часть келейных записок и диптихов (синодиков).

Справа: ветхий братский корпус XIX в.

Среди прочего, небольшое количество келейной, очень скудной утвари, столовой и кухонной посуды незатейливого качества, свидетельствующее о том, что патриарх Серафим в своем внутреннем келейном быту держался уставов иноческого пустынножительства, хотя и не жалел своих средств на благолепие и украшение храмов Божиих.

Приобретя с помощью Божией в свое владение Серайскую келлию, старцы – ктиторы убедились в необходимости возобновить ветхое здание, на сколько им позволяли их скудные средства, а потому обратили внимание и усилия на то, чтобы устроить все нужное для отправления церковной службы и первоначального общежития. Их первым делом было обновление храма св. ап. Андрея Первозванного, именем которого сегодня как и в прошлых столетиях украшается эта афонская обитель.

Сложное положение не позволяло в то время думать о богатом украшении храма; однако было сделано все возможное. Отреставрировали храм и освежили фрески, исправив живопись собственными руками, установили новый иконостас, не изящной, но прочной работы и чистой отделки, и украсили его иконами, в числе которых 13 были присланы в дар преосвященным Филаретом, митрополитом Московским и 8 пожертвованы другими лицами.

Необходимая церковная утварь и скромная ризница вскоре были приведены в порядок с помощью боголюбивых жертвователей; через находившихся сборщиков в России от них были получены: ковчег, сосуды, лампады, подсвечники и богослужебные книги, а также книги исторические в основание будущей библиотеки скита. Трудами и деятельностью новых хозяев ветхое здание Серайской келлии вскоре было исправлено, обновлено и вообще приведено в приличное состояние и пригодное для жительства нового братства.

Благословение и помощь Божия видимо содействовали усилиям старцев – ктиторов, как в начале, так и в постепенном развитии новой обители. Божественный Промысл, премудрыми и всеблагими попечениями которого исполнено и само дело основания обители, не переставал содействовать и последующие времена; и хотя дело шло не быстро, но прочно и основательно; постоянно побуждаемое благодатью Божией участие и соучастие в сердцах православных к новой Русской обители на Афоне весьма отрадно и утешительно свидетельствовали теми пожертвованиями и высоким вниманием, которые были оказаны, как Высочайшими Особами Императорской фамилии, так и многими знатными лицами.

В 13-летнее настоятельство 1-го игумена и ктитора скита, иеромонаха Виссариона, почившего в 1862 г. Серайское общежитие получило прочное и правильное устройство, как во внутреннем устройстве братства, так и во внешнем своем виде. По кончине своего товарища отец Виссарион, при деятельности и участии остальных 2-х своих сотрудников, увеличил число братии, причем, разумеется, увеличились и нужды обители.

Ветхие колокола скита

Комплекс построек

Ниже приводится краткий перечень по годам тех построек и сооружений, которые за 25-летный период своего существования (1849-1876), скит успел осуществить во внешнем его виде со времени своего утверждения.

В 1850 г. отец игумен Виссарион начал понемногу обустройство обители: на западной стороне скита был заложен 2-х этажный корпус, вмещающий в себе внизу братскую трапезу, кухню, хлебную и прачечную, а в верхнем – помещения для поклонников и братские келлии.

В 1853 г. у Хиландарского монастыря была приобретена часть одного источника, по ходатайству ктитора А. Н. Муравьева, в котором скит имел великую нужду, претерпевая недостаток в воде, этой необходимой жизненной потребности.

В 1856 г. его же благодетельным содействием был приобретен небольшой участок земли (около 4-х десятин с келлией во имя свт. Василия Великого), находящейся смежно со скитом на его северо-восточной стороне, принадлежавшей Русскому Пантелеимонову монастырю.

В 1857 г. на южной стороне скита был заложен корпус с церковью свт. Петра, митрополита Московского, противоположно зданию Серайской келлии. Ее освятил 24 августа 1860 г. архиепископ Мелетий. Средства на ее строительство пожертвовал благодетель скита П. И. Севастьянов.

Западная стена скита с церковью свт. Петра и старой трапезной внизу

В 1859 году на углу южно-западной стороны был построен 4-х этажный корпус. 

31 июля 1859 года решением Синода, в ответ на просьбу настоятеля архимандрита Виссариона, было разрешен ежегодный выезд 2-м доверенным монахам скита в Ростов на Дону и Одессу для закупки провизии. 

В 1860 г. в скиту по каменной стене провели водопровод. Вода прибывала из двух источников: местности келлии «Безбрадки», которая много лет принадлежала Сераю, а также из источника монастыря Хиландар, который в 1853 г. предоставил Сераю возможность его использования. 

В 1860 г. архимандрит Виссарион, чтобы облегчить паломничество русских богомольцев, которые отправлялись на Святую Землю и Афон через Константинополь, не владея иностранными языками и не имея возможности остановиться на ночлег, он арендовал удобную квартиру рядом с пароходной пристанью. Здесь паломники получали бесплатное проживание и питание. Для поддержки странствующих соотечественников архимандрит Виссарион назначил сюда опытных иноков из числа братии.

В 1861 г. были возведены 2 корпуса - один 4-этажный для работников скита, другой 2-этажный для рабочего скота и корма для него. 

В 1862 г. стараниями архимандрита Виссариона была заложена восточная стена, и часть с южной и северной сторон. Эта постройка завершилась уже при следующем настоятеле Феодорите в 1864 г.

В апреле 1862 г. тяжело заболел настоятель скита архимандрит Виссарион. Видя приближение конца своей жизни, он заповедал через своего первого ученика и преемника по настоятельству иеромонаха Феодорита, иметь между собой мир и любовь о Дусе Святе. 26 апреля старец мирно почил.

Погребение его совершал архиепископ Кирилл (бывший Стагонский) с игуменами и проигуменами афонских монастырей, с 60 иеромонахами и дьяконами при многочисленном стечении пустынножителей Святой Горы. Из 33 лет пребывания на Афоне архимандрит Виссарион 21 год прожил в Серайской келлии, 13 лет пребывая здесь настоятелем.

Второй настоятель скита архимандрит Феодорит

Будущий настоятель скита отец Феодорит прибыл на Афон в 1842 г. мирянином. Вскоре вступил в число братии Андреевского скита. Отец Феодорит родился 7-го февраля 1822 г. в Симбирской губернии, Сызранского уезда, села Суринского, сын крестьян – Василия и Екатерины Крестовниковых. В крещении был назван Феодором.

Отца Феодорита избрали настоятелем, как ближайшего помощника и ученика почившего о. Виссариона. 6 мая 1862 г. по существующему на Афоне обычаю, он был утвержден на эту должность монастырем Ватопед. Новый настоятель (он же до 1878 г. и духовник) Андреевского скита, совместно с соборными старцами и вообще со всей во Христе братией скита, с Божией помощью, под покровительством Пресвятой Богородицы и святых предстателей обители – ап. Андрея Первозванного и прп. Антония Великого, в течение 25 лет управлял скитом.

В 1862 г. по завещанию предыдущего настоятеля о. Феодорит начал свою деятельность постройкой в восточной стороне, вне ограды скита 2-х этажной церкви во имя всех Святых и Святых Афонских. Нижний этаж церкви предназначался в качестве усыпальницы. Одновременно с церковью был заложен 2-х этажный корпус с 14-ю келлиями для братии скита, которые по установленной очереди исполняли неусыпное чтение Псалтири (кроме времени совершения Литургии) за которым поминали почивших насельников и благодетелей обители. Построенную церковь освятил в 1868 г. преосвященный Александр, епископ Полтавский, прибывший на Афон с паломническим визитом.

В 1863 г. на границе с конаком монастыря Ставроникиты возведен одноэтажный корпус для поселения рабочих; а в прежнем помещении для рабочих была устроена временная аптека, кухня для больницы, помещение для служащих в больнице, а также для случайных из этой местности посетителей скита.

19 ноября 1863 года Господу угодно было прославить чудесами данную 22 октября 1849 года основателем и первым игуменом скита иеросхимонахом Виссарионом в благословение братству скита св. икону Богородицы, именуемую «В скорбех и печалех утешение».

Паломничество

Авторские туры, индивидуальные и групповые поездки, круизы вдоль Афона
Забронировать автомобиль с водителем
Разрешение на пребывание на Афоне

Иконы скита

Икона в Скорбех и Печалех Утешение

В Скорбех и Печалех Утешение

10 фактов об Андреевском ските

1. Первоначальная обитель на территории современного скита была основана в 10 в. и была посвящена прп. Антонию Великому, Египетскому

2. В 1630 г. оставив патриаршую кафедру, сюда прибыл и возродил древнюю мониндрию свт. Афанасий патриарх Константинопольский, мощи которого сегодня почивают в Благовещенском соборе г. Харькова

3. Через 100 лет после свт. Афанасия здесь подвизался другой Вселенский патриарх - Серафим II

4. В 1849 г. монастырь Ватопед передал в пользование келлию 2-м русским монахам Варсонофию и Виссариону

5. В скиту находится самый большой собор на Афоне. Он был построен за 33 года из местного камня по проекту петербургского архитектора Шурупова

6. Андреевский скит хранит несколько известных икон, а также часть мощей св. ап. Андрея Первозванного

7. В период расцвета в 19 в. в скиту подвизалось до 400 монахов, что делало его одним из самых многочисленных скитов Афона

8. В 19 в. в ведении скита было 4 подворья: в Константинополе, Одессе, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону

9. В Анреевской обители принял монашество и окончил свои дни известный потомственный золотопромышленник Иннокентий Сибиряков, раздавший монастырям и бедным все свое наследство

10. С 1992 г. скит получил статус греческого и сегодня здесь подвизаются около 35 братий

Фотогалерея

Башня Свято-Андреевского скита на Афоне
Башня Андреевского скита на Святой Горе Афон
Южная сторона Андреевского скита на Афоне