Монастырь Каракал
Время основания X-XI вв.
Исторические сведения
Каракалов монастырь находится на горном плато, окружённом лесами. Из верхних окон открывается прекрасная картина морской глади. В архитектуре монастыря, посвящённого святым апостолам Петру и Павлу, изобилуют византийские фигурные мотивы.
Первая сохранившаяся запись о монастыре датируется 1018 г. Кто его начал строить – неизвестно. Разные версии не дают точного ответа на этот вопрос. Одни считают, что название было получено в честь жившего в III веке императора Каракаллы (211-217). Именно об этом упоминал в своём произведении «Паломничество на Афон» Иоанн Комнин. В противовес ему Герасимос Смирнакис утверждал, что по велению царственной особы была возведена только одна приморская башня.
Центральный - западный вход в монастырь
Также невозможно считать достоверным происхождение названия монастыря от турецкого словосочетания «кара-куле» (в перевод означает «чёрная башня»). Поскольку обитель с таким названием существовала на Святой Горе до появления представителей Турции в Византийской империи.
Более вероятным, хотя пока не доказанным, является мысль о том, что популярные в то время имена Каракалàс (Каракàлас) могли принадлежать кому-то из монахов, построившему монастырь и назвавшему его своим именем.
В документе прота Никифора в 1018 г. обнаружена информация о Каракаловом монастыре. Описывались его территориальные пределы и соседство с амальфитанами, поэтому можно с уверенностью сказать, о существовании обители в указанный период.
Восточная сторона монастыря Каракал. Вид с внутреннего двора
Почему тогда во Втором Уставе Святой Горы ничего не сказано о Каракале? Предположить можно следующее. То ли монастырь Каракалл был небольшой и малозначимый в то время, то ли были какие-то иные причины, по которым он не упоминался.
В «Кормиле» (Никодима Святогорца) указано, что он видел хрисовул Романа IV Диогена (1068-1071г.), в котором правитель упоминает монастырь и его земельные владения. Хрисовул в полноценном виде не сберегли. Осталась лишь печать из свинца. На одной её стороне изображены лик Господа Иисуса Христа, Романа и его супруги, на другой – дети императора.
Существует второй документ, в котором проставлена дата «1087 г.». В нём указано, что настоятелем Каракалова монастыря был Михаил.
Вид на монастырь с центрального входа
В период до падения Константинополя на долю монастыря Каракал пришлось много испытаний. В XIII ст. здесь почти никого не осталось и обитель обветшала. В эти годы произошло нападение пиратов, затем крестоносцев, которые варварски разрушили всё на своём пути. В тот период интерес к монастырю проявили Патриарх Афанасий и прот Исаак, который с болью описал состояние монастыря в своей грамоте.
Попечением императоров Византии Андроника II, Иоанна V (династия Палеологов) монастырь был восстановлен. После чего здесь возобновилась монашеская жизнь и увеличилось количество братии, о чем засвидетельствовано в различных официальных грамотах.
В данный период монастырю Каракал были уступлены земельные владения на острове Лемнос, Фессалониках, Стримоне. Также была передана келья Эксиполита (Разутого), расположенная чуть выше монастыря.
Вид на юго-западную часть монастыря
Спустя время монастырь снова подвергся разрушению. В XVI ст. Пётр, господарь Влахии, снова отстраивал обитель. Он выкупил у турок подворья монастыря в 1570 г. Сам Пётр в последние годы жизни перешёл сюда, приняв монашество. Начиная с XVII в. грузинский царь Арчил, брат его Георгий Вахтанг (1674), монах Иоасаф и прочие афонские монахи XVIII в. оказали монастырю значительную помощь. Примерно в середине XVII в. монастырю Каракал подарили подворье Святого Николая в Измаиле.
Обитель содействовала греческому народу в национально-освободительном восстаниях против турок. Например, игумен монастыря Дамаскин в 1854 г. подарил предводителю восставших Цамису Каратасосу красивую лошадь, за что был удален из монастыря.
С 1813 г., согласно грамоте патриарха Кирилла VI, монастырь Каракал является общежительным. В иерархии афонских монастырей занимает 11-е место. Здесь проживает около 45 монахов.
Монастырский комплекс
Стены монастыря расположены прямоугольником, внутри встречаются и округлые архитектурные решения. Большинство монастырских построек относятся уже к поствизантийскому периоду, с фрагментами более ранних построек, т.е. в архитектурном ансамбле представлены все эпохи.
Северная стена монастыря с гостиничным корпусом
В XVI в., когда господари Унгровлахии обратились к султану Сулейману (1535) за разрешением начать строительные работы. Им было поставлено условие: возводить только ранее существующие постройки в пределах существовавших фундаментов. Тогда был возведен кафоликон, обновлены кельи и построена башня на монастырской пристани.
В XVIII в. в монастыре был совершен ремонт и сделаны новые пристройки. После пожара 1875 г., реконструировали: южное крыло, гостиницу, трапезную, северную часть в восточной стороне монастыря.
С юго-запада над входом вырисовывается большая, впечатляющая башня, придающая монастырю фортификационный характер, характерный для многих афонских обителей. Башня хорошо видна на расстоянии.
Соборный храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Собор монастыря возводили в течение 15 лет, в период с 1548-1563 гг.. В 1707 г. его немного реконструировали, добавив наружный нартекс (1714) и звонницу (1710). Фрески храма датируются 1716 г. Внутренний нартекс расписали 1750 г., а наружный, с большим циклом Апокалипсиса – в 1763 г.
Фрески наружного нартекса центрального храма (1764)
В поствизантийском, резном, деревянном иконостасе, находится икона двенадцати апостолов, которую создал в 1722 г. живописец Дионисий из Фурны.
К южной стороне монастыря в 1875 г. добавили трапезную. Она и сейчас сохраняет свой прежний вид. Из-за тесного двора здесь, как в некоторых афонских монастырях, нет фиала водосвятия. Помимо центрального храма, в монастыре 7 часовен, 4 из них были расписаны в новейшее время.
Монастырская трапезная
Настоятель Герман совместно с господарем Иоанном Петром в XVI в. выстроили на пристани монастыря крепость. Это подтверждается надписью 1534 г. В крепости была маленькая церквушка и трапезная. Ограждающие стены имели зубцы, отдельные ворота, расположенные выше уровня земли. Скорее всего, там была приставная лестница, которую оставляли внутри, чтобы чужие не могли пробраться внутрь.
Монастырю Каракал принадлежат 4 кельи с представительством в Карее. Есть ещё несколько келий в пределах монастырских земель, но большая часть из них пустует.
Архондарик монастыря
Библиотека монастыря находится к востоку от кафоликона в помещении на 1 этаже. В ней сохраняется 279 рукописей, из которых 237 созданы на бумаге, а остальные 42 – на пергаменте. Ряд заголовков рукописей имеют элементы иллюстраций. Есть буквы с растительным орнаментом. Печатных книг содержится в количестве порядка 2,5 тысяч штук. Имеется несколько хрисовулов и официальных бумаг.
Святыни
В монастыре находится много святынь, среди которых: часть Животворящего Древа Креста Господня, мощи святых, коллекция переносных икон. Одной из наиболее известных является икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла написанная в 1640 г. Константином Палеокапой.
Предметами художественной и исторической ценности монастыря в основном являются ризы и богослужебная утварь.
Паломничество
Программы поездок на Афон
Автомобиль на Афоне
Диамонитирион
Иконы монастыря
Святых апостолов Петра и Павла
5 фактов о монастыре Каракал
1. Первая сохранившаяся запись о монастыре датируется 1018 годом.
2. В документе прота Никифора в 1018 году обнаружена информация о Каракаловом монастыре. Описывались его территориальные пределы и соседство с амальфитанами.
3. В «Кормиле» (Никодима Святогорца) указано, что он видел хрисовул Романа IV Диогена (1068-1071г.), в котором правитель упоминает монастырь и его земельные владения.
4. Большинство монастырских построек относятся уже к поствизантийскому периоду, с фрагментами более ранних построек, т.е. в архитектурном ансамбле представлены все эпохи.
5. В библиотека монастыря хранятся 279 рукописей, из которых 237 созданы на бумаге, а остальные 42 – на пергаменте.
Фотогалерея
Справочная информация
Адрес: The Monastery of Karakallou, Postal Code 630 87, Karyes Mount Athos.
Телефон монастыря: +30 23770 23225; Факс: +30 23770 23746.
Телефонный центр: +30 23770 23678
Телефон представительства в Карьесе: +30 23770 23279.
Представительство в Салониках: +30 2310 421248.
Посвящен: святым первоверховным апостолам Петру и Паввлу
Дата основания: конец X начало XI вв.
Место в иерархии: 11-е/из 20-ти.
Эпистасия: Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита.
Киновиальный устав: с 1813 года (сингиллий патриарха Кирилла VI).
Игумен: архимандрит Филофей (1981).
Количество начельников: 40.
Учреждения: келлии, кафисмы.
Престольные праздники:
29/06 [12/07] Собор Архангелов Михаил и Гавриила и Всех Небесных Сил Бесплотных (Престольный праздник, всенощное бдение).
09/05 [22/05] Святого Христофора.
30/12 [12/01] Преподобного новомученика Гедеона.
Вторник Светлой Седмицы.