Перейти к содержимому

+30 697 070 77 19 Telegram, WhatsApp, Viber;  e-mail: info.afon@gmail.com

Монастырь Ксенофонт на Афоне

Монастырь Ксенофонт

Время основания: X в.

 Содержание

Исторические сведения

Устойчивое предание отождествляет основателя монастыря Ксенофонт с cенатором жившим в VI в. На месте современного монастыря он построил небольшой храм, посвятив его святому Димитрию Солунскому Мироточивому (306 г.), а также несколько построек.

В 2-х ватопедских рукописях 998 и 1001 гг., на которых находится подпись Ксенофонта содержатся древние исторические свидетельства о монастыре. Здесь он упоминается как посвященный великомученику Георгию Победоносцу. О преподобном Ксенофонте также известно из жития преподобного Афанасия Афонского как о "игумене одного из святогорских монастырей", зафиксирован факт исцеления преподобным Афанасием Федора - брата преподобного Ксенофонта в келлии Милопотам. Федор стал следующим игуменом монастыря с 1018 по 1035 гг.

Источник монастыря. Появился здесь во время прибытия по морю иконы вмч. Георгия Победоносца

Известно, что прп. Ксенофонт имел хорошее образование, принимал активное участие в деятельности монастырей Афона и подписывал различные документы, вплоть до 1017 г. Он заботился о поддержании построек монастыря и составил "Завещание" или устав, упорядочивающий некоторые стороны киновиальной жизни. 

Следующими после Федора игуменами были Дионисий, Григорий, Герасим, Федор, Николай. Одним из благодетелей монастыря в XI в. стал начальник дворцовой стражи Стефан, происходивший из знатного афинского рода. Стефан передал свое состояние святогорским обителям. Вскоре он принял монашество с именем Симеон и получил прозвище "Освященный", впоследствии принял управление монастырем и фактически был его ктитором. 

В 1081 г. Стефан покинул обитель. Вернувшись сюда в 1089 г. он продолжил возрождение монастыря, что привело обитель к значительному расцвету. Утрата монастырем древних византийских и поствизантийских рукописей не оставляет сведений о его истории в последующие несколько столетий. 

Восточная стена монастыря

Некоторые сведения сообщают, что в 1285 г. монастырь разорили пираты. В XIV в. монастырю покровительствуют императоры и выдают соответствующие хрисовулы, например, Андроник II Палеолог (1322 г.), Стефан Душан (1352 г.) и прочие.

В период турецкого владычества, по причине повышения налогов монастырь пережил период кризиса, в то время сюда приходило много монахов из славянских стран. Не смотря на сложный период, в конце XV в. обитель была отреставрирована и вернулась к прежнему состоянию. Все это совершилось благодаря помощи господарей Молдвлахии. Стараниями Иоанна Симона была расписана трапезная, Константин и его брат Раду, пожертвовали средства на роспись 1-го кафоликона (XVI в.). Среди покровителей монастыря, известен также - Благое Басараб.

В 1569 г. монастырь пережил секуляризацию земель султаном Селимом II, что привело к новому кризису. По этой причине обитель продолжала действовать как идиоритмическая, впрочем как и другие обители Святой Горы Афон.

На фото: приемный корпус для встреч гостей с игуменом и башня монастыря внутри которой располагается иконописная мастерская

Материальная поддержка Валахии не прекращалась и в XVII в. Благодаря пожертвованиям Раду Сербана в 1607 г. и Матфея Басараба в 1636 г. был расписан внешний притвор, продолжены строительные работы и укреплены монастырские стены.

По свидетельству Иоанна Комнина и других путешественников, в начале XVIII в. в монастыре подвизались только сербские и болгарские монахи. Василий Григорович Барский дважды посетивший обитель в XVIII в., описывает его малолюдность и сложное положение живших там 3, 4-х монахов. Но уже в конце XVIII в. монастырю была оказана материальная помощь от господарей Молдавии и Валахии. В 1784 г. по просьбе братии обитель вернулась к общежительному уставу, что было отражено в грамоте Патриарха Гавриила IV. Через несколько лет и другие монастыри Святой Горы стали преобразовываться в киновиальные, среди них: Великая Лавра св. Афанасия, Симонопетра, Эсфигмен, Констамонит, Святого Пантелеимона, Дионисиат, Каракалл.

Монастырский комплекс

В XVIII в. Иоанн Комнин отмечает, что "обитель со всех сторон ограждена стенами, имеет хорошие келлии и все необходимое для монастырской жизни". В начале XIX в. внутренний двор монастыря был расширен в северо-западную сторону, что увеличило его площадь вдвое. 

Старый кафоликон монастыря в честь вмч. Георгия Победоносца. Внутри храма находится первая часовня обители ок. VI в.

Монастырская трапезная архитектурно связана со старым кафоликоном образуя единую постройку. Фрески трапезной относятся к 1496-1497 гг. и припадают на время игуменства Феофила.

Трапезная монастыря примыкает к старому кафоликону через внешний застекленный нартекс

В ризнице, расположенной в южном крыле монастыря находятся различные святыни, предметы исторической ценности, богослужебная утварь и прочее.

Значительное место среди святынь занимают византийские иконы, например, мозаичные иконы вмч. Георгия и св. Димитрия (XI в.), образ Пресвятой Богородицы "Одигитрии" (XII в.), а также вырезанная из стеатита икона Преображения Господня (XIII в.).

Помимо кафоликонов в обители в различные периоды были построены 11 небольших церквей: вмч. Димитрия (с фресками Македонской школы XIII в.), св. Лазаря (с фресками Критской школы XVI в.), свв. Апостолов, св. Стефана, св. ап. Иоанна Богослова, свв. Евфимиии и Марины, свв. Бессребренников, св. Нектария, прпп. Афонских; в честь праздников Введения во храм Пресвятой Богородицы и Успения Богородицы. На братской усыпальнице находится маленький храм в честь Святой Живоначальной Троицы, нижняя часть которого отведена под костницу.

Во дворе, у южной стены нового кафоликона находится сделанный из красного хиосского мрамора фиал водосвятия. В 1901 г. над ним возвели киворий на 8-ми колоннах.

Среди прочих построек, внутри монастырского двора находятся 2 соборных храма, в которых совершаются все богослужения. В центре двора расположен красивый, украшенный белым и красным мрамором с колоннами старый кафоликон, возведенный в конце X нач. XI в. и посвященный вмч. Георгию. В нем некоторые архитектурные элементы сохранились от раннего периода его существования, например, древние колонны и мозаичный пол.

Сегодняшний вид храма в сравнении с первоначальным имеет некоторые пристройки: притвор, добавленный к юго – восточной стене, маленький параклис (1400 г.) в честь св. Лазаря и боковые конхи хоров нач. XVI в. Фрески внутри храма (XVI и XVII вв.) расписаны иконописцами Антонием и Феофаном, а росписи купола и парусов XIX в. Сохранился небольшой участок первоначальной росписи ок. 1280 г. 

Новый кафоликон находится в северной части монастырского двора и построен в нач. XIX в., после пожара 1817 г. Внутри собор придерживают 4 колонны из белого мрамора, 4 другие составляют часть притвора.

Новый кафоликон монастыря в честь вмч. Георгия Победоносца (1817 г.)

Иконостас кафоликона - мраморный (что не часто встречается в афонских монастырях), с литыми колоннами и иконами в позолоченных окладах. Алтарная сень над престолом пурпурная. Пол выложен разноцветным мрамором. Хорос, подсвечники и паникадило - бронзовые. Подобные мраморные иконостасы есть в кафоликонах XIX в. монастырей Святого Павла и Констамоните. В Великой Лавре мраморный иконостас более древний.

Новый соборный храм также освящен в честь св. вмч. Георгия. Построен как и прочие в афонско-византийском стиле, его отличительной особенностью является наличие второй пары конх, что было характерно для архитектурных решений времени его постройки.

Монастырская библиотека расположена в юго-западной части обители. Изначально собрание монастырского книгохранилища располагало 136 рукописями еще при ранее упоминаемом игумене прп. Симеоне Освященном, о чем есть запись в документе за июль 1089 г.

Литературное богатство библиотеки составляют как рукописные так и печатные книги; ок. 550 рукописей, среди которых 8 книг из пергамента и 3 пергаментных свитка с текстами Литургии. Среди 15000 печатных книг, есть старопечатные издания. Многие рукописи и богослужебная утварь пострадали во время пожара 24 февраля 1817 г. Среди прочего здесь можно встретить интересные поствизантийские кодексы.

Святыни

Среди икон монастыря особо известны: Богородичный образ "Одигитрии" (XIV в.) ранее находившийся в Ватопеде; икона св. вмч. Георгия Победоносца пришедшая по морю к берегу монастыря в период иконоборчества; Богородичная икона "Обрадованная" (XIII в.). Первые 2 находятся в новом соборном храме, 3-я икона находится в алтаре того же храма на Горнем месте. 

В обители хранится часть Честного Креста Господня, а также мощи святых: части десницы и главы вмч. Георгия Победоносца, часть главы первомученика архидиакона Стефана, десница св. Марины, мощи прп. Ксенофонта, часть мощей его сына прп. Аркадия. Частицы мощей апп.: Андрея, Филиппа, Варфоломея, Варнавы; свв. Трифона и Пантелеимона; вмч. Федора Тирона, свт. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афанасия Великого; сщмчч. Елевферия, Игнатия Богоносца; свт. Иоанна Милостивого, свв. Параскевы, Ермолая; вмч. Варвары, прп. Иоанна Дамаскина, Павла Фивейского, вмчч. Иакова Персянина, Феодора Стратилата; свв. Мины Египтянина, Мины Сладкопевца.

В обители также хранятся частицы мощей новомучеников Феодора Византийца и Феодора Митиленского; прмчч. Евфимия, Игнатия, Акакия святогорцев; сщмчч. Игнатия Мефимнского, Григория Асского, а также недавно явленных Рафаила, Николая, Ирины; новомученика Георгия из Янины, свт. Нектария Эгинского, Нифонта Патриарха Константинопольского; Симеона Босого, свт. Феоны архиеп. Солунского, Епифания Кипрского; прп. Алексия человека Божия, часть главы новомученицы Аргиры, сщмч. Серафима еп. Фанарского, прп. Мефодии Кимольской, св. прав. Анны.

Паломничество

Авторские туры, индивидуальные и групповые поездки, круизы вдоль Афона
Забронировать автомобиль с водителем
Разрешение на пребывание на Афоне

Иконы монастыря

Икона Одигитрия монастыря Ксенофонт на Афоне

Одигитрия

Икона Обрадованная на Афоне

Обрадованная

Икона Обрадованная на Афоне

Святого Георгия Победоносца

5 фактов о Ксенофонте

1. В 2-х ватопедских рукописях 998 и 1001 гг., на которых находится подпись Ксенофонта содержатся древние исторические свидетельства о монастыре.

2. В период турецкого владычества, по причине повышения налогов монастырь пережил период кризиса, в то время сюда приходило много монахов из славянских стран.

3. По свидетельству Иоанна Комнина и других путешественников, в начале XVIII в. в монастыре подвизались только сербские и болгарские монахи.

4. В 1784 г. по просьбе братии обитель вернулась к общежительному уставу, что было отражено в грамоте Патриарха Гавриила IV. 

5. В начале XIX в. внутренний двор монастыря был расширен в северо-западную сторону, что увеличило его площадь вдвое. 

Справочная информация

Адрес: The Monastery of Xenofontos, Postal Code 630 87, Dafni Mount Athos.
Телефон монастыря: +30 23770 23 249; Факс: +30 23770 23 631.
Телефонный центр: +30 23770 23 632.
Телефон представительства в Карьесе: +30 23770 23 933.
Посвящен: святому великомученику Георгию Победоносцу.
Дата основания: 988.
Место в иерархии: 16-е/из 20-ти.
Эпистасия: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен.
Киновиальный устав: с 1784 (сингиллий патриарха Гавриила IV).
Игумен: архимандрит Алексий (1976).
Количество насельников: 35.
Учреждения: келлии, кафисмы.
Престольные праздники: 
23/04 [06/05] Св. вмч. Георгия Победоносца (Престольный праздник, Всенощное Бдение). Если припадет на Страстную седмицу переносится на второй день Светлой седмицы.
Первое воскресенье октября: празднование иконы Пресвятой Богородицы "Одигитрии".
03/11 [16/11] Обретение мощей св. вмч. Георгия Победоносца (Престольный праздник, Всенощное Бдение).
25/03 [07/04] Благовещение Пресвятой Богородицы (Престольный праздник соборного храма монастырского скита, Всенощное Бдение).
Вторник Светлой Седмицы.