Skip to main content

+30 697 070 77 19 Telegram, WhatsApp, Viber;  e-mail: info.afon@gmail.com

Монастырь Кутлумуш

Монастырь Кутлумуш

Год основания: 1169 

Содержание

Исторические сведения

Монастырь Кутлумуш расположен недалеко от Кареи. Сведения о появлении обители теряются в веках. В монастыре Святого Пантелеимона существует документ, датируемый 1169 г. на котором есть подпись игумена монастыря Кутлумуси иеромонаха Исаии, из этого следует, что в XII в. веке на Святой Горе уже существовал монастырь с названием Кутлумуш.

История обители начинается приблизительно с 1070 г., когда на Святую Гору прибыл Каллист Кутлумушский, происходивший из дворянской фамилии, Кутлумушей, родоначальников малоазийской династии Сельдзукидов, его семья правила на юге Турции 200 лет со столицей в г. Иконион.

На одном из древних Аравийских диалектов слово «Кудсулмаси» означает «храм Христа, Спасителя мира». Уйдя оттуда и достигнув Афонского полуострова, он нашел на месте современного монастыря маленькую часовню Преображения Господня принадлежавшую монастырю Калиагра, посвященную Предтече Господню Иоанну.

Внешний притвор соборного храма

Здесь он начал свой монашеский подвиг одновременно воздвигая небольшую крепость. Спустя время он отправился в Константинополь где встретил византийского императора Алексия I Комнина, который был глубоко верующим человеком. Алексий Комнин видя благочестие Исаии, решил оказать помощь новой обители. Таким образом, приблизительно к 1080 г. он построил первый монастырь Преображения Господня, который стал одним из 28-и монастырей Афонской Горы.

В XIII в. обитель столкнулась с экономическими трудностями продолжавшимися до XIV в. Монастырь оказался участником всех духовных изменений, происходивших на Востоке, и в то же время обитель прошла через многочисленные испытания и потрясения: влияния императора, а затем противостояние с желанием навязать здесь унию, набеги каталонских пиратов (IV в.), турецкое иго (1424-1912), кроме этого обитель страдала от пожаров и землетрясений.

Во время императора Михаила VIII военные отряды достигли Святой Горы для того, чтобы заставить монахов подписать унию с Папой. В то время уния уже была подписана греческим императором в Лионе, многие монахи вместе с настоятелем стали исповедниками и мучениками. Насельники святой Горы Афон не приняли объявленного объединения на Лионском соборе, поэтому император Михаил в 70-х годах XIII в. пришел на Афонский полуостров с армией и все противившиеся пострадали, а обители были сожжены.

В 1287 г. прот Святой Горы передал на попечительство Кутлумушу Ставроникитский монастырь, а в 1329 г. монастырь Анапавса. Как указал прот Савва в 1329 г., Култумушской обители время от времени было поручено содержать протов.

В XIV в. обитель установила добрые отношения с Влахией. Сведения об этих связях известны из посланий известного игумена монастыря – Харитона, который был избран протом Святой Горы. Он принял на себя управление Кутлумушем немного ранее 1362 г. и проявил необыкновенную ревность в устроении монашеского братства и создании комплекса монастыря. Он часто ездил в придунайские княжества, где собирал значительные пожертвования, с помощью которых была построена пристань Калиагра и стена вокруг обители.

Св. Вселенский Патриарх Филофей Коккин (1353-1354, 1364-1376) в 1372 г. хиротонисал игумена Харитона во епископа, и он становится митрополитом Валахии при этом продолжает служить монастырю Кутлумуш, оставаясь его настоятелем.

Правители Унгровлахии проявили заботу о создании целостного архитектурного комплекса монастыря и приносили щедрые дары. Первыми ктиторами монастыря были Александр Басараб и его приемник Иоанн Владислав, который долгое время предлагал настоятелю изменить общежительный устав монастыря на особножительный, который разрешает иметь личное имущество и дает больше свободы. Изменения устава хотели также влахские монахи, жившие по своим традициям и, желая остаться в монастыре, не были готовы придерживаться киновиальной системы. Игумен Харитон в ответ на это писал: «киновиальная жизнь – это жребий, который передали на отцы и, поистине небо на земле».

В XIV в. Кутлумуш несколько раз подвергался набегам разбойников и пиратов. В период сильного кризиса монастырь получил поддержку императора Андроника II Палеолога (1282-1328), немного позже обителью опекалась Феодора Кантакузина (1332-1396), желаю при этом, чтобы ее имя ежедневно поминалось на Божественной Литургии.

С 1393 по 1395 гг. Вселенский Патриарх Антоний избрал себе обитель Кутлумуш в качестве ставропигиального патриаршего монастыря, утверждая его независимость от любой государственной или местной церковной власти, включая патриарших экзархов. Эта самостоятельность подтверждалась императорским хрисовулом, к котором обитель названа – царской.

В начале XIV в. к ней был присоединен соседний Алипиев монастырь, что подтвердил своей грамотой Патриарх Константинопольский Иосиф II в 1428 г., с тоговремени для монастыря начинается новый период трудностей и испытаний. В 1574 г. Кутлумуш оказался на 6-м месте в афонской иерархии пребывая на этом месте и поныне.

Сложно время для греческого православного мира и Святой Горы наступило с началом турецкой оккупации. В то время Кутлумушская обитель была важным оплотом Святой Горы, укрепляя отношения с Патриархией, получая пожертвования даже от дворов турецких султанов. В 1497 г. монастырь пережил пожар и снова возродился. После падения власти императоров наступили сложные времена: начался экономический кризис, вызванный большим налогообложением и конфискацией монастырского имущества, а также уменьшение числа монахов.

В XVII-XVIII вв. обитель поддерживали благочестивые греки, в то время как иеромонахи посылались для помощи греческим общинам в Центральной Европе. В этот период монастырь развивался, занимаясь различной деятельностью, например, кутлумушский монах Варфоломей исправлял литургическичекие книги. В 1865 г. по общей просьбе отцов обители, обращенной к Вселенскому Патриарху, она снова вернулась к киновиальному образу жизни, после 5 веков идиоритмии.

В 1863 г. правитель Влахии Куза кроме прочих нападок на Православные Церкви аннексировал все подворья Афонских обителей, все это коснулось и Кутлумуша. В 1870 г. следующий пожар уничтожил большую часть обители. Тогда иеромонах Мелетий, выдающийся добродетельми и административными способностями, посылается в Россию с грамотой от монастыря о сборе пожертвований.

В 1980 г. пожару подверглось восточное крыло монастыря, а проливные дожди вызвали осыпи и трещины. В это время монастырь пополняется новыми монахами, что привело к развитию обители. Среди келлиотов монастыря известен св. Паисий (Эзнепидис) Святогорец, который подвизался последние 25 лет в келлии «Панагуда». Сегодня не далеко от монастыря, в келлии, подвизается монах, известный как старец Гавриил.

Библиотека находится в северно-западном крыле монастыря. Она состоит из 900 кодексов, рукописей, датируемых начиная с IX в. Рукописи включают в себя: Евангелия, Жития святых, литургические богословские, нотные тексты, а также философские, медицинские и юридические. Географическая карта (XVIII/XIX в.), напечатана в Венеции. Хранится в библиотеке монастыря

Среди 4000 старых книг датируемых начиная от 1555 г. есть издания на различную тематику: искусства, истории, техники, языкознания, богословия, путешествий. В коллекции можно найти книги изданные в Венеции, Вене, Париже, Румынии, Константинополе, на греческом, румынском, латинском, английском и славянских языках. Среди 134 древних грамот есть императорские хрисовулы, патриаршие послания, султанские фирманы от XIV в. и буллы правителей Влахии.

Тропа к келлии Панагуда, где позвизался преподобный Паисий Святогорец. Время пешего пути от Кареи 30 минут

В монастыре сегодня 35 монахов, кроме них еще 40 подвизаются в келлиях, кафисмах и каливах в пределах монастыря.

Монастырский комплекс

Монастырь имеет вид неправильного четырехугольника. Южная и восточная часть представляют из себя 3-х этажные крылья, состоящие из арок с украшениями из керамики. Западное крыло с башней соприкасается с каменной трапезной в форме буквы Г. В северо-западной части двора расположен фиал водосвятия с высеченным парапетом, белыми колоннами и чашей из мрамора. Напротив входа в центральный храм, как в большинстве монастырей Афона располагается трапезная, построенная в 1767 г. на месте старого крыла монастыря, разрушенного пожаром. В 1990-м году трапезная была заново расписана новыми сюжетами в стиле критской школы, среди изображений есть фрески апокалипсиса.

В ведении монастыря находятся различные келлии и кафисмы, среди которых выделяют кафисму свт. Николая, отошедшая монастырю в XIV в. и башню на пристани Калиагра XVI в. В монастыре сегодня 35 монахов, кроме них еще 40 подвизаются в келлиях, кафисмах и каливах в пределах монастыря.

Трапезная Кутлумушского монастыря

Соборный храм расположен в центре монастырского двора и имеет высоту 12 метров. Постройка датируется 1370 г. на месте прежней, меньшей по размеру церкви XI/XII в. В западной части храма находится нартекс, к восточной примыкает придел. Среди красивого интерьера храма выделяется резной, деревянный иконостас волнообразной формы в горизонтальной плоскости в верхней его части. Многие святогорские иконостасы в верхней части имеют в основном только вертикальные выступы, здесь же решение в двух плоскостях. В этих волнообразных участках присутствуют различные изображения: сюжеты Священной истории, птицы, декор.

Фрески критской школы, относят к 1540 г. возможно работа Феофана Критского. Фрески нартекса более поздние 1733 г. отличаются сюжетным содержанием.

Святыни

Среди мощей в обители хранятся: часть Честного Креста Господня, стопа св. Анны, десницу свт. Григория Богослова, части глав свв. Анастасии и Параскевы, частицы мощей вмч. Георгия, св. Харлампия, глава св. Алипия Кинита.

Придел соборного храма. Справа, икона Пресвятой Богородицы "Усердная Заступнице", слева на иконостасе образ "Элеусы" (Милующей)

В правой части соборного храма находится икона Преображения Господня, слева икона Пресвятой Богородицы – «Врачевательница» (XIV в.). Икона Врачевательница (XIV в.). Ее оригинальный размер виден внутри по контуру. Область с иконами святых по периметру была добавлена позже, братией монастыря. В приделе, кафоликона с правой стороны от иконостаса, известная икона "Усердная Заступнице" (XIV в.), на самом иконостасе, слева, образ Богородичной иконы XVIII . в «Элеусы» (Милующей).

По древней традиции каждый год в Светлый понедельник совершается крестный ход с иконой «Достойно есть», с которой в Кутлумуше делают одну из остановок. На другой день крестный ход совершают с иконой «Страшное Предстательство», которую переносят в Карею в Успенский храм Протата.

Паломничество

Программы поездок на Афон

Авторские туры, индивидуальные и групповые поездки, круизы вдоль Афона

Автомобиль на Афоне

Забронировать автомобиль с водителем

Диамонитирион

Разрешение на пребывание на Афоне

Скиты монастыря

Каливы монастыря

Иконы монастыря

Всецарица

Усердная Заступнице

10 фактов о монастыре Кутлумуш

1. В 1169 в. Кутлумуш был 1 из 28 святогорских монастырей. Его основал Каллист (в монашестве Исайа) происходивший из династии Кутлумушей.

2. С 1287 г. на попечении Кутлумушского монастыря находился монастырь Ставроникита, ставший к этому времени келлией.

3. В 14 в. правители Унгровлахии взяли на себя попечение о создании архитектурного комплекса монастыря и всячески заботились об обители. 

4. С 1393 по 1395 гг. Вселенский Патриарх Антоний избрал себе монастырь в качестве ставропигиального, утверждая его независимость от любой власти.

5. С 1574 г. монастыть Кутлумуш получил 8 место в иерархии святогоских монастырей.

6. К келлиотам монастыря принадлежит преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис), который подвизался последние 25 лет в келлии "Панагуда".

7. В центра двора расположен соборный храм монастыря возведенный в 1370 г. и посвященный Преображению Господню.

8. В монастыре хранятся чтимые иконы Пресвятой Богородицы византийского периода.

9. В монастыре позвизается около 34 монахов, а в его пределах вне монастыря около 57 келлиотов.

10. Монастырская библиотека насчитывает 900 кодексов датируемых начиная с 11 в. Многие из рукописей содержат миниатюры и изображения.

Фотогалерея

Страстная икона Пресвятой Богородицы
Вход в монастырь Кутлумуш на Афоне
Дорога к монастырю Кутлумуш на Афоне
Кафисма монастыря Кутлумуш
Преподобный Каллист Кутлумушский
Двор монастыря Кутлумуш
Преподобный Паисий Святогорец
Монастырь Кутлумуш на Святой Горе Афон
Архондарик монастыря Кутлумуш
Павильон монастыря Кутлумуш

Справочная информация

Адрес: The monastery Kutlumush, Postal Code 630 87, Karyes Mount Athos.
Телефон монастыря: +30 23770 23 226;
Факс: +30 23770 23 731. 
Телефонный центр: +30 23770 23 732.
Представительство в Салониках: 
+30 2310 202 837.
Посвящен: Преображению Господню.
Дата основания: 1169 г.
Место в иерархии: 6-е/из 20-ти.
Эпистасия: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита.
Киновиальный устав: с 1856.
Игумен: архимандрит Николай (2020).
Количество насельников в монастыре: 34, келлиотов 57.
Учреждения: Скит вмч. Пантелеимона (идиоритмический), келлии, кафисмы.
Престольные праздники: 
15/08 [19/08] Преображение Господне (Престольный праздник, Всенощное Бдение).
Вторник Светлой Седмицы.