Перейти к содержимому

+30 697 070 77 19 Telegram, WhatsApp, Viber;  e-mail: info.afon@gmail.com

Монастырь Ватопед

Иверский монастырь

Год основания: 970

Содержание

Исторические сведения

На берегу Эгейского моря, с восточной стороны афонского полуострова располагается большой Иверский монастырь. Рядом с обителью находится устье большого горного потока, который летом пересыхает, а в период дождей похож на небольшую реку впадающую в море. Местность окружающая монастырь представляет собой ровную и широкую лощину, окруженную 2-мя большими постепенно поднимающимися склонами горы. Своим большим размером Ивирон издали похож на городок.

Прежде основания Иверского грузинского монастыря, в 782 г. грузины подвизались в общежительной келлии со временем ставшей Предтеченским скитом. Через некоторое время они спустились к морю где и основали монастырь. Строительство было совершено благодаря помощи Давида Куропалата.

С 1259 г. обитель много претерпела от внешних врагов и утратила свою независимость быв до этого совершенно самостоятельной. Не смотря на покровительство греческих и грузинских царей, через несколько лет монастырь впал в большие долги и освободился от них лишь спустя 100 лет.

С 1602 г. положение стало улучшаться благодаря помощи из Грузии. Хотя официальный статус монастыря с грузинского на греческий изменился еще в 1357 г., очевидно грузинские монахи в монастыре в то время все же пребывали. Говорят, что последний грузинский монах покинул монастырь в 1955 г. В начале 20 в. грузины перешли в скит Иоанна Богослова и стали самостоятельной общиной.

В 17 в. монастырь имел подворье в Москве, подаренное ему в 1648 г. В 45 минутах от Иверского монастыря в направлении Великой Лавры в пирге (башне) с приделанной келлией жил Вселенский патриарх Иоаким III (1834-1912).

Монастырский комплекс

Монастырь представляет из себя четырехугольный крепкий замок, со рвами и бойницами, генеральная перестройка которого состоялась в средине 19 в. При входе в северные врата маленькая церковь с иконой Божьей Матери Иверской (Портаитисса), затем соборный храм, трапезная, малый храм Иоанна Предтечи и другие здания соединенные с окружающими корпусами. Посередине - башня монастыря с церковью Преображения Господня, справа - колокольня с трапезной 1858 г.

Монастырь имеет богатую библиотеку, с собранием разных актов, царских грамот и дарственную запись св. Афанасия Афонского, с его собственноручной подписью. На горе на против Иверского монастыря находится скит Предтечи Господня Иоанна с соборным храмом и 5-ю церквями при кельях. Дорога туда не легкая, поэтому паломники посещают его реже чем некоторые другие скиты.

Соборный храм посвящен Успению Пресвятой Богородицы (980 г.) и имеет 2 придела, правый – в честь свт. Николая, левый – в честь святых Архангелов. В интерьере храма присутствует множество икон, некоторые из них написаны в стиле Феофана Критского. При северных дверях ведущих в притвор во весь рост известное в иконографии изображение «Деисис» (моление)..

Двор Иверского монастыря

Трапезная монастыря заново возведена и расширена в 1848 г. архимандритом Афанасием Акарнанским, в том же году над ней была надстроена колокольня.

Фиал водосвятия реконструирован после пожара 1865 г. Фиал мраморный, 8-ми колонный с раписаным изнутри куполом.

Церковь Предтечи Господня древнейшая среди прочих, хотя упоминается во многих источниках как постройка 1710 г. Очевидно здесь подразумевается год полной реконструкции. Этот небольшой красивый храм с фресками 1711 г. много лет был закрыт по причине плохого состояния и сегодня находится на реставрации. Его купол стоит на 4-х колонах зеленого мрамора. В нем сохранились остатки старого иконостаса замененного в 20 в. Кроме упомянутых храмов в монастыре 12 параклисов (часовен).

Вне монастыря находится братская усыпальница с церковью. Между монастырем и морем, - большой, окруженный каменной стеной луг. В нескольких десятках метров от него на юг, - часовня, по преданию построенная на том месте где сошла на афонский берег Пресвятая Богородица. Ранее, побережье Иверского монастыря называлось «Климентовой пристанью», по названию Лавры св. Климента существовавшей здесь в 4 в.

У моря находится источник монастыря, который появился когда монах Гавриил вынес икону из моря на берег.

Святыни

В монастыре хранятся части мощей святых: Феодора Стратилата, свщмч. Василия Амасийского, Михаила Синадского, Пантелеимона, Фотинии Самарянки, Евпраксии, Параскевы, Косьмы и Дамиана, Георгия, Иакова Персянина, Нестора, Евстафия; главы святых: Иерофея Иверского, Никиты; части глав святых: Григория Нисского и Елевферия, а также миро вмч. Димитрия.

Главная икона монастыря – «Иверская». Она пришла в обитель по морю и находится в параклисе рядом со старым входом в монастырь. Согласно самой распространенной версий появления иконы в Иверском монастыре известно, что блачестивая вдова из Никеи, у которой воины византийского императора – иконоборца Феофила обнаружили эту икону, пустила ее по воде чтобы спаси ее от уничтожения. Однако прежде чем икона попала в море, один из воинов ударил образ в лик из которого как из живого лица истекла кровь, как говорит предание, - при виде истекшей крови, он раскаялся и принял монашество.

Достигнув афонского берега, найденная насельниками Иверского монастыря, она была принесена в монастырь монахом Гавриилом. Братия поместили икону в храм, но на другой день она оказалась над монастырскими вратами, таким образом Богородица пожелала быть хранительницей монастыря. По этой причине икона имеет другое равнозначное название - «Вратарница».

 Икона украшена серебрянной ризой 19 в. подареной русскими богомольцами, под ней древний оклад приросший к иконе, который оставили чтобы не повредить древний образ. Ранее, некоторое время икона находилась в иконостасе, позже была помещена в большой кивот. Современный кивот был изготовлен в 2005 г.

О списках вратарницы

В 1648 г. в Россию был доставлен список Вратарницы. До сегодня неизвестно почему патриарх Никон из многих святогорских икон, и прочих святынь, которые также привозили в Россию для почитания верующими и молитвы, проявил такой интерес именно к этой.

Еще до патриаршества, будучи был архимандритом Новоспасского монастыря он обратился к насельникам Иверской обители с просьбой прислать икону в Россию. Тексты грамот повествуют о том, что поручение доставить в Москву от всей братии монастыря было возложено на строгого аскета и отшельника иеромонаха Корнилия, которого считают подражателем того Гавриила, который вынес оригинал иконы из моря на берег.

Привезенный монахами из Иверского монастыря в 1648 г. образ Вратарницы находится в музее Новодевичьего монастыря и уже давно изучается историками. Исследователи образа обращают внимание на одно обстоятельство: несмотря на тщательное копирование образа Вратарницы, о чем детально описывается в грамотах братии монастыря патриарху Никону и царю, доставленная в Россию икона стилистически и размером отличалась от оригинала.

Конечно написание копии не должно акцентироваться на точном ее повторении, а на соблюдение канонических норм в создании образа, поэтому создание копии в сегодняшнем, технологически смысле в то время очевидно было не так важно. Как известно в Россию были доставлены 2 копии Вратарницы. Первая как описано выше в 1648 г. привезенный архим. Никону, вторая уже патриарху Никону, которая была украшена драгоценным окладом и перевезена в новосозданный Валдайский монастырь в 1656 г.

После революции икона пропала. Также интересна судьба первого образа 1648 г. Существует мнение, что первая копия 1648 г., была поставлена в Успенском соборе Кремля, впоследствии отправлялась с царским войском на войну с Речью Посполитой, а позже находилась в часовне в Москве. Исследователи нашего времени полагают, что икона из Новодевьичего монастыря – список, доставленный в 1648 г. – была вложена самим Алексеем Михайловичем в монастырь после победы в военной кампании или пожалована обители в годы тесного общения с патриархом Никоном .

Существовал или еще существует ряд вопросов касающихся грамот об иконе «Вратарница». Изучение особенностей этих рукописей порождают некоторые вопросы:

- По какой причине грамоты иверских монахов царю и архимандриту Никону, доставленные в Москву в 1648 г. вместе с иконой, написаны разними подчерками на разной бумаге?

- По какой причине печати Иверского монастыря и Протата (поставленные на грамоте царю) имеют отличие от некоторых других печатей Ивирона и Протата, поставленные на других рукописях.

Итак, Иверская икона была доставлена в Москву осенью 1648 г. вместе с 2-мя сопроводительными грамотами, написанными насельниками монастыря к царю и архим. Никону. Эти рукописи практически идентичны по содержанию, разнятся лишь адресатом и обращением к нему, а также некоторыми деталями. Они датированы 15 июня, но как уже упоминалось выше содержат разные почерки. Б. Л. Фонкич предполагал, что послание адресованное Никону принадлежит известному в то время Дионисию Ивириту, который со средины 17 в. стал одиним из известных представителей братии Иверской обители в России. В течение 15 лет Дионисий был архимандритом переданного Иверскому монастырю подворья - Никольского монастыря в Москве. В то время он трудился переводчиком, занимался правкой книг, учавствовал в подготовке документации имеющим отношение к связям русского правительства с восточными патриархами, а также учавствовал в Московском соборе 1666-1667 гг.

Грамота грека Романа (Ясова) царю Алексею Михайловичу. Автограф Дионисия Ивирита. 18 февраля 1658 г.

Анализ почерка Дионисия доказывает, что грамота адресованая Никону принадлежит именно Дионисию, а стилистика почерка близка к стилистике на грамотах адресованных Алексею Михайловичу от братии Ватопеда и Русика в 1667-1668 гг. Их стилистика повторяет некоторые начертания букв и их сочетаний с грамотой Дионисия Никону. Так что здесь дело обстоит неоднозначно, но нет доказательств чтобы деффиринцировать авторов этих грамот. Однако ряд благодаря некоторым находкам можно установить автора грамоты Алексею Михайловичу.

Исследование некоторых грамот: грамота братиии монастыря Успения Пресвятой Богородицы города Касторьи царю Михаилу Федоровичу, привезенную архим. Германом (1643 г.), грамота монахов Кутлумушского монастыря на Афоне Василию Лупу (молдавский господарь), окружная грамота насельников Эсфигменского монастыря, грамота насельников Эсфигмена Алексею Михайловичу, присланная с архимандритом Анфимом, грамота архим. Пахомия и братии царю Алексею Михайловичу, прибывшая с иером. Корнилием.

Окружная грамота братии Эсфигменского монастыря о милостине

Грамота братии монастыря Эсфигмен царю Алексею Михайловичу. 4 апреля 1648 г.

Грамота архим. Иверского монастыря Пахомия и братии царю Алексею Михайловичу. 15 июня 1648 г.

Все перечисленные документы, кроме окружой грамоты эсфигменских монахов украшены инициалом «Е» с изображением благословляющей руки. Эсфигменская окружная грамота имеет украшеный завитками инициал «О», но без руки. Каллиграфические особенности документов и их декоративные элементы по мнению греческого исследователя Л. Политиса условно можно назвать «ксиропотамскими». Школа письма и подчерки ее представителей в сравнении с указанными выше грамотами, а также сравнение их с другими документами делают возможным отождествить их автора с Антонием из монастыря Ксиропотам на Афоне.

Иеромонах Антоний был профессиональным переписчиком. Декоративные орнаменты рукописей того стиля, в котором украшены московские грамоты иеромонаха Антония (упоминаемые выше инциалы «Е» и «О»), имели широкое распространение. В одной из греческих бибилиотек хранится рукопись «Стихириона» Германа Неопатрского, написанная похожим почерком, что и на грамоте ивиритов новоспасскому архимандриту Никону 1648 г. Известность стиля написания перечисленных и прочих грамот затрудняет определение места их создания. Если отождествлять написание упоминаемых выше 5-ти грамот с иеромонахом Антонием, то очевидно что они создавались там где и прочие документы и книги его авторства. Однако нет уверенности, что работал он именно на Афоне, такое преположение связано с особенностиями оттисков печатей и подписей которые имеют отличия от тех, что использовались на Святой Горе.

Обитель славилась множеством подвижников, здесь дважды уединялся константинопольский патриарх Григорий V, окончив мученически свою жизнь в Константинополе в 1821 г.

Паломничество

Авторские туры, индивидуальные и групповые поездки, круизы вдоль Афона
Забронировать автомобиль с водителем
Разрешение на пребывание на Афоне

Скиты монастыря

Иконы монастыря

Всецарица

Вратарница

10 фактов об Иверском монастыре

1. Иверский монастырь был основан в 10 в. монахами из Грузии.

2. Иверон занимает 3 место в иерархии афонских монастырей.

3. В монастыре хранится оригинал известного образа Иверской иконы.

4. В статусе грузинского монастырь просуществовал до 1357 г.

5. Иверская икона является одним из нескольких афонских образов, которые пришли по морю к побережью Афона в период иконоборчества.

6. На побережье обители находится известный источник в честь Иверской иконы.

7. В кафоликоне монастыря сохранились фрагменты каменного иконостаса 10 в.

8. Существующая часовня Иверской иконы была построена в 1680 г. на месте более древней.

9. В кафоликоне Иверона одно из красивейших и древних напольных покрытий из цветного мрамора и мозаики.

10. В хорошо организованной бибилиотеке монастыря хранится около 2000 рукописей, 123 кодекса на пергаменте, 100 кодексов на грузинском языке.

Фотогалерея

Справочная информация

Адрес: The Monastery of Iviron, Postal Code 630 87, Karyes Mount Athos.
Телефон монастыря: +30 23770 23 643;
Факс: +30 23770 23 248.
Телефонный центр: +30 23770 23 644.
Телефон представительства в Карьесе: +30 23770 23 203.
Представительство в Салониках: +30 2310 230 411.
Посвящен: Успению Пресвятой Богородицы.
Дата основания: 980.
Место в иерархии: 3-е/из 20-ти.
Эпистасия: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
Киновиальный устав: с 1990 (грамота патриарха Димитрия I).
Игумен: архимандрит Нафанаил (1990).
Количество начельников: 35.
Учреждения: Скит Святого Предтечи, келлии, кафисмы.
Престольные праздники:
15/08 [28/08] Успение Пресвятой Богородицы (Престольный праздник, Всенощное Бдение).
06/01 [19/01] Крещение Господне.
Вторник Светлой Седмицы.