Skip to main content

+30 697 070 77 19 Telegram, WhatsApp, Viber;  e-mail: info.afon@gmail.com

Статьи Устава Святой Горы

Устав Святой Афонской Горы,
присоединенный к утверждающему его законодательному акту,
1 июня 1926 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Отдел 1. Общий
Глава 1. Состав Святой Горы и ее отношение к государству и Церкви

Статья 1

На Святой Афонской Горе 20 священных главенствующих царских, патриарших и ставропигиальных монастырей, согласно древнему обычаю расположены в таком иерархическом порядке:

1.Священный монастырь Великой Лавры;

2.Священный Ватопедский монастырь;

З.Священный Иверский монастырь;

4.Священный Хиландарский монастырь;

5.Священный монастырь Дионисия;

б.Священный Кутлумушский монастырь;

7.Священный монастырь Пантократора;

8.Священный Ксиропотамский монастырь;

9.Свящешпый 3ографский монастырь;

10.Священный Дохиарский монастырь;

11.Священный монастырь Каракал;

12.Священный монастырь Филофсй;

13.Священный монастырь Симонопетра;

14.Священный монастырь Св. Павла;

15.Свяшенный монастырь Ставроникита;

16.Священный Ксенофонтов монастырь;

17.Священный монастырь Григориат;

18.Священный монастырь Эсфигмен;

19.Свящешный Русский монастырь;

20.Священный монастырь Констамонит.

Все прочие учреждения, скиты, келлии, исихастирии являются зависимыми от 1 из 20 главенствующих монастырей.

Статья 2

Кроме 20 вышеназванных монастырей, право собственности на Святой Горе никому другому не принадлежит.

Статья 3

Увеличение или уменьшение количества главенствующих священных монастырей или изменение их административных и иерархических отношений к зависимым обителям, как они веками установлены и упоминаются в Уставе, ни в коем случае не разрешается.

Статья 4

Ни одна из обителей Святой Горы никогда не может изменить свое главное предназначение и превратиться в мирское.

Статья 5

Все обители Афона, как патриаршие и ставропигиальные, находятся в духовной юрисдикции Великой Христовой Восточной Православной Церкви, и там не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского Патриарха.
Поселение на Святой Горе никому из иноверцев или раскольников не разрешается.

Статья 6

Все монахи проживающие на Святой Горе любой национальности приобретают греческое подданство.

Статья 7

Правосудие на Святой Горе отправляется монастырскими властями и Священным Кинотом за исключением уголовных дел, которые находятся в ведении компетентных гражданских судов и судятся, как издревле установлено, в Салониках.

Статья 8

Представитель государства Греции на Афоне осуществляет через свои органы решения монастырей и Священного Кинота, если они приняты в соответствии с положениями настоящего Устава.

Статья 9

Афонские монастыри - есть самоуправляющиеся единицы. В своем управлении они внутренним регламентом, принимаемым в своем монастыре и одобряемым Священным Кинотом. Последний осуществляет надзор за его соблюдением и нормальным функционированием, которое не может противоречить распоряжениям настоящего Устава.

Статья 10

Всякое решение Священного Кинота, принимаемое в соответствии с его компетенцией, определенной в настоящем Уставе, надлежит уважать и исполнять священным монастырям.

Статья 11

Священный Кинот Святой Горы, права которого определяются особыми распоряжениями настоящего Устава, состоит из 20 представителей священных монастырей, по 1 из каждого, находится в Кариесе и является постоянным органом, известным под названием Священного Кинота Святой Афонской Горы.

Статья 12

Святая Гора пользуется по издревле заведенному порядку особыми привилегиями и освобождением от налогов, которые в точности изложены в положениях настоящего Устава.

Статья 1З
Управление всем имуществом священных монастырей находится на попечении монашествующей братии каждого монастыря.


Отдел 2. Специальный

Глава 2. Священный Кинот

Статья 14

Образующие Священный Кинот Святой Горы представители священных монастырей выбираются местными монастырями согласно внутреннему регламенту каждого из них не позднее 15 января каждого года из числа монахов в возрасте от 30 лет и старше, отличающихся благоразумием и безукоризненной жизнью. При этом всегда отдастся предпочтение имеющим церковное образование и обладающим разносторонними знаниями.

Статья 15

Служба представителя в Священном Киноте продолжается 1 год однако она может быть продлена и в следующие годы, если его монастырь изберет его снова.

Статья 16

До окончательного обсуждения в Священном Киноте вопросов административного и экономического характера каждый. представитель обязан информировать свой монастырь, исключая судебные вопросы, решение по которым должно вытекать исключительно из их собственного разумения. Абсолютно запрещается любое вмешательство монастырей и воздействие на своих представителей при исполнении ими своего судебного долга.

Статья 17

Священный Кинот собирается на регулярные заседания 3 раза в неделю, а на чрезвычайные - всякий раз, когда возникает необходимость. Процедура заседания регулируется составленным им внутренним регламентом.

Статья 18

Список вопросов для обсуждения на день составляет Священая Эпистасия, и он раздается представителям накануне каждого заседания. Вопросы обсуждаются в хронологическом порядке их поступления; в случае возникновения срочного вопроса он может быть рассмотрен вне очереди по решению Священного Кинота.

Статья 19

Представители монастырей, постоянно проживающие в Карее, обязаны регулярно и неукоснительно посещать заседания Кинота, кроме подтвержденных случаев болезни. Если представитель отсутствует на двух заседаниях подряд без уважительной причины, он, как препятствующий работе Кинота, призывается Священной Эпистасией предоставить письменное объяснение Священному Кяноту, который может вынести ему наказание в виде выговора с занесением в протокол. В случае же повторения подобного Кинот может просить у монастыря заменить своего представителя другим. Если же монастырь откажется заменить представителя, Священный Кинот собственным решением имеет право лишить монастырь возможности иметь своего представителя на срок от 3 до 6 месяцев.

Статья 20

Когда возникает неизбежная необходимость отсутствия какого-либо представителя на срок более месяца, монастырь может заменить его другим своим монахом или даже поручить представительство представителю другого монастыря, обеспечив его соответствующим письмом к Священному Киноту, и, таким образом, имеющему право высказываться за два представляемые им монастыря, голосуя за каждый из них по различным вопросам, исключая су дебные дела; никогда одно и то же лицо не может принять на себя представительство двух других монастырей одновременно.

Статья 21

Считается, что на Священном собрании представлен кворум, если там присутствуют не менее 2/3 его членов, то есть 14 представителей. Решения принимаются большинством голосов и заносятся в особую книгу В протоколы следует также вписывать каждый раз имена отсутствующих членов и причину их отсутствия, они обязаны своевременно ставить в известность Священную Эпистасию в соответствии со ст. 19. В случае, когда во время заседания некоторые его члены так или иначе удалятся, заседание продолжается и собрание законно принимает решения на основании кворума, если оставшихся членов насчитывается по крайней мере 11.

Статья 22

Никакой представитель и ни по какой причине не может отказаться от подписания протокола с правом занесения туда своего мнения. Всякий отказ подписать протоколы влечет за собой последствия ст. 19 о чинении препятствий в работе.

Статья 23

Работа священного собрания проводится всегда в присутствии протэпистата; он выносит вопросы на обсуждение собрания, передает слово представителям в определенной иерархической последовательности и может лишить слова, если выступающий выходит за рамки приличии, призывая его к порядку; если тот продолжает упорствовать, с позволения собрания удалить его из зала заседаний. Если какой-либо представитель будет удален из зала дважды, Священный Кинот потребует от монастыря срочно заменить его другим.

Статья 24

Все представители равны друг перед другом и имеют равный голос; различаются же они лишь по иерархическому положению монастырей.

Статья 25

Решения считаются окончательными только после подписания, и только тогда выпускаются соответствующие документы, Кроме случаев, когда дело касается вопросов, объявленных священным собранием срочными. Посылаемые на основании решений Священного Кинота акты вместо подписей представителей имеют запись: «Все представители на свяшенном собрании и главы 20 священных монастырей Святой Горы Афон». Эпистаты скрепляют их общей печатью. Ни под каким предлогом никто из них не может отказать в печати.

Статья 26

Все посылаемые Священным Кинотом документы, как и документы священных монастырей и их зависимых учреждений Киноту, должны быть составлены на греческом языке.

Статья 27

Когда Священному Киноту точно станет известно, что экономическое положение какого-либо монастыря в высшей степени затруднительное и внушает беспокойство относительно его будущего, он просит руководителей данного монастыря представить ему точный и документально подтвержденный отчет о доходах и расходах, долгах и займах монастыря. Если изучение этих данных убедит Священный Кинот, что монастырь в самом деле переживает экономический Кризис, он по собственной инициативе принимает необходимые меры для улучшения ситуации.

Глава 3 . Священная Эпистасия (Надзор)

Статья 28

20 священных монастырей делятся на 5 четверок, каждая из которых в течение 1 года из 5 лет с 1 июня до конца мая составляет Эпистасию. См. подробнее - глава 2, § 9 Священная Эпистасия.

Статья 29

Эпистаты имеют равенство между собой, а протэпистат - первый среди равных. Решения принимаются большинством голосов, а в случае равного количества голосов дело передается на рассмотрение Священному Киноту, который и принимает решение. Любое принятое решение Священной Эпистасии, в отсутствие одного из ее членов, является недействительным

Статья 30

В случае отсутствия кого-либо из эпистатов его часть печати передается его доверенному представителю, но не может передаваться другому эпистату, а в случае отсутствия всех представителей - главному секретарю.

Статья 31

Печать Священного Кинота, имеющая в середине образ Богородицы «Пространнейшей», с надписью по кругу «Печать Священного Кинота Святой Афонской Горы», всегда передается новым эпистатам по издревле установленному чину и состоит из 4 частей, которые находятся у каждого эпистата.

Статья 32

Любое единоличное и самочинное действие одного эпистата является недействительным и влечет за собой, так же как и отказ исполнять свои обязанности, порицание Священного Кинота, а в случае повторения [неправомерных действий] - требования назначить ему замену, что монастырь обязан исполнить. В перерывы работ Свяшенного Кинота такое действие эпистата циркулярным письмом доводится, до сведения священных монастырей прочими членами Эпистасии.

Статья 33

Эпистаты постоянно проживают в Карее, но могут по очереди в иерархической очередности своих монастырей отсутствовать, если того требуют нужды Эпистасии; протэпистату не разрешено ни под каким предлогом покидать свое место.

Статья 34

Каждый монастырь может выдвинуть своего представителя [в Священном Киноте] одновременно и на должность эпистата. Однако ни при каких обстоятельствах это не дозволено монастырю, к которому относится протэпистат; в противной случае Священный Кинот не признает протэпистата, и должность продолжает занимать предыдущий до тех пор, пока монастырь не определится с выбором.

Статья 35

Управление общей казной принадлежит Священной Эпистасии под ответственностью монастырей - членов и проводится на основании утвержденного Священным Кинотом бюджета.

Любая трата, не предусмотренная бюджетом, должна быть предварительно включена в список решением Священного Кинота, в противном случае она ложится на плечи эпистатов, которые ее осуществили.

Все траты в обязательном порядке должны подтверждаться чеками, которые прилагаются к отчету, раз в полгода предоставляемому на рассмотрение контрольной комиссии, избираемой Священным Кинотом.

Статья 36

Взносы в общую казну Священного Кинота на содержание ризницы, протата, школы , общего эпитропа вне Святой Горы, стражи (сейменидов и сердаров), на регулярные и непредвиденные нужды являются обязательными для всех священных монастырей и зависимых учреждении, скитов и келлий, в соответствии с определением высшего законодательного органа Чрезвычайного двадцатичленного собрания и взыскиваются Священной Эпистасисй по издревле установленному порядку.

Статья 37

Священная Эпистасия, в соответствии со ст. 25, занимается пересылкой всей корреспонденции Священного Кинота и скрепляет ее печатью. Кроме того, она следит за поддержанием чистоты в Карее, заботится о ремонте дорог и об освещении, осуществляет санитарные проверки, устанавливает цены на продукты питания и надзирает за подобающим и приличным поведением, запрещая непристойности, песни, игры, инструменты, всякий беспорядок, курение и конную езду по центральным улицам, открытис магазинов в вечерние часы, в воскресные дни и дни официальных праздников, продажу мяса и приготовление непостиой пищи во все среды и пятницы и прочие посты. Она имеет право изгонять нарушителей правил приличия с помощью своих блюстителей порядка (отряды сейменидов и сердаров), прося в случае необходимости помощи у государственных полицейских, размещенных в Карее.

Статья 38

Канцелярскую службу Священного Кинота и Священной Эпистасии несет главный секретарь, который должен быть монахом одного из монастырей на Святой Горе в возрасте не моложе 25 лет, имеющим диплом университета или богословской школы, в крайнем случае - выпускником средней школы. Ему помогает по крайней мере один помощник секретаря.

Главный секретарь присутствует на заседаниях Священного Кинота без права голоса, выносит вопросы на обсуждение, предоставляет необходимую информацию, свободно высказывает свое мнение, когда его просят об этой, хранит кодексы, бухгалтерию, книги и архив, составляет протоколы и прочие документы и вообще заботится о нормальном функционировании и осведомленности канцелярии. Во время его отсутствия или болезни его заменяет помощник секретаря. В штате Священной Эпистасии главный секретарь занимает место советника.

Статья 39

Помощник секретаря работает под непосредственным руководством главного секретаря. Он должен быть монахом одного из монастырей на Святой Горе, старше 25 лет, выпускником средней школы, училища или церковной школы.

Статья 40

Священная Эпистасия представляет собой исполнительную власть Священного Кинота; кроме того, она обладает полномочиями муниципалитета и мирового суда.

Глава 4. Суды

Статья 41

Постоянные суды па Святой Горе образовывают: суд первой инстанции - игумен с герондией в общежительных монастырях и собор старейшин - в особножительных, а суд второй инстанции - Священный Кинот Святой Горы.

Статья 42

На судах первой инстанции председательствует в общежительных монастырях игумен и в его отсутствие - его заместитель, а в особножительных монастырях председательствует первый по чину старейшина и в его отсутствие - непосредственно следующий за ним второй старейшина. На суде второй инстанции председательствует первый по чину представитель.

Статья 43

Высшим законодательным и судебным органом на Святой Горе является Чрезвычайное двадцатичленное собрание, состоящее из игуменов и настоятелей 20 монастырей; по закону оно собирается Священным Кинотом 2 раза в году, т. е. через 15 дней после Пасхи и 20 августа каждого года, за исключением постоянных представителен этого законодательного органа. для дел духовного характера высшим судом является Вселенский Патриарх совместно со Священным при нем Синодом.

Статья 44

Цель судов на Святой Горе заключается в вынесении решения по возникающим межевым спорам, в надзоре за монашеской дисциплиной и в наказании совершивших проступки монахов на Святой Горе.

Статья 45

Высший законодательный и судебный орган Святой Горы, помимо принятия законодательных решений, проводит суды по межевым спорам на Афоне по апелляции, и его решения являются окончательными, бесспорными и обязательными для исполнения даже оставшимися в меньшинстве.

Статья 46

Межевые споры между монастырем и его зависимым учреждением или между двумя его зависимыми учреждениями рассматриваются судом первой инстанции в монастыре, а по апелляции - в Священном Киноте. Такого рода споры между двумя монастырями или зависимыми учреждениями двух монастырей рассматриваются в первой инстанции священным собранием. На решения же монастырей апелляции подаются в Священный Кинот через Священнную Эпистасию в течение пятнадцати дней с момента письменного уведомления заинтересованной тяжущейся стороны, а на апелляционные решения Священного Кинота подается апелляция Высшему чрезвычайному судебному органу во время его первого собрания после издания и обнародования решения Священного Кинота.

Статья 47

По незначительным преступлениям, из-за которых не считается нужным отсылать провинившегося монаха в суд, игумен с эпитропами в общежительных монастырях и эпитропы в особножительных имеют право назначить наказание, не подлежащее отмене, в виде увещевания, выговора или сухоядения на срок вплоть до семи дней.

Статья 48

Член суда никак не может принимать участия в заседании и даже присутствовать на нем: а) если он является пострадавшим (истцом) от рассматриваемого преступления или б) если он является членом суда второй инстанции и дело касается монаха его монастыря (однако не монахов его зависимых учреждений).

Статья 49

Обозначенные в ст. 48 причины, вызывающие отвод судьи, распространяются и на личность следователя; он должен изложить свое мнение в письменной форме, и оно в обязательном порядке учитывается во время голосования (ст. 50).

Статья 50

В случае отвода члена суда его замена не обязательна, если оставшееся число членов превышает две трети от общего числа членов суда. Нельзя судить законно при наличии менее двух третей от полного числа членов.

Статья 51

Если какой-либо монах или клирик совершает правонарушение на Святой Горе не будучи святогорцем, в связи с этим проводится соответствующее следствие при суде второй инстанции и заведенная папка пересылается компетентной церковной власти, которой подчиняется совершивший нарушение. Святогорские суды считаются некомпетентными для проведения такого суда.

Статья 52

Компетентным судом по рассмотрению преступлений, за которые грозит наказание извержения из сана, является Вселенский Патриархат, которому суд второй инстанции пересылает судебную документацию, составленную на основании общих положению по судопроизводству настоящего Устава.

Статья 53

Обвинение против монаха выдвигается после письменной жалобы пострадавшей стороны или любого другого лица или же после независимого заявления монастырских властей, изложенного в устной форме.

Статья 54

Иск против какого-либо монаха от лиц, не являющихся христианами, иноверцев или раскольников, а также лиц, обвиненных в тяжких преступлениях, не принимается за исключением случаев, если эти лица являются пострадавшими. Не принимается также иск, поданный анонимно или под псевдонимом. Истец обязан подробно изложить незаконные действия обвиняемого и представить по крайней мере двух свидетелей для подтверждения.

Статья 55

Если иск принят, он передается (если только речь не идет о мелком нарушении, в случае которого применяется положение ст. 47) одному из начальников в суде первой инстанции или представителю суда второй инстанции после распоряжения о начале судопроизводства для проведения строгих и подробных следственных процедур с составлением письменных документов и всегда в присутствии двух монахов - свидетелей.

Статья 56

Истец первым вызывается на следствие, чтобы подтвердить свой иск и знание о последствиях необоснованного обвинения. После него опрашиваются предложенные истцом свидетели обвинения, затем следует защита обвиняемого и, наконец, опрос свидетелей защиты.

Статья 57

После окончания следствия (в соответствии с предшествующей статьей) следователь предоставляет суду поручившему проведение этого следствия, папку с материалами деда и изложением собственного мнения, которое он составил при судопроизводстве данного дела.

Статья 58

Суд, которому представлена завершенная судебная документация, принимается за ее изучение и, если найдет необходимым дополнить ее, дает об этом распоряжение, указывая на недостающие материалы, в ином же случае он назначает определенную дату судебного заседания, на которое своевременно и в письменной форме вызывает обвиняемого, чтобы он явился в суд для защиты. Подтверждение своевременного вызова обвиняемого базируется на извещении о вручении обвинительного акта, в котором формулируется обвинение, из-за которого он приглашается к оправданию, и одновременно указывается точное время его явки перед судом.

Статья 59

Явка в суд или к следователю через представителей или уполномоченного обвиняемого не разрешается.

Статья 60

Вызов обвиняемых, находящихся вне пределов Святой Горы, осуществляется компетентной церковной властью. В случае неизвестности места его пребывания вызов доводится до сведения монастыря, к которому он принадлежит, и по прошествии двух месяцев от уведомления, когда вызов считается законно и своевременно доведенным до сведения обвиняемого, суд может приступить к разбирательству дела и авторитетно вынести решение.

Статья 61

Когда обвиняемый появляется перед судом в установленный день судебного заседания, после установления его личности зачитывается обвинительный акт, свидетельские показания и прочие соответствующие документы, а затем обвиняемый приглашается к защите, причем к устной защите может присоединить и письменную.

Статья 62

Не имея возможности присутствовать при опросе свидетелей, обвиняемый имеет право перед защитой, перед следователем или судом потребовать всю судебную документацию и познакомиться с ней, чтобы иметь возможность опровергнуть все пункты обвинения.

Статья 63

Перед Святогорским судом не принимаются в качестве свидетелей: а) нехристиане, неправославные или раскольники, б) прежде осужденные за дачу ложных показаний, в) духовники, если они связаны тайной исповеди, г) юноши, не достигшие четырнадцатилетия, и д) люди, прежде осужденные за тяжкие преступления.

Статья 64

Явка свидетелей к следователю, всегда осуществляемая через главенствующий монастырь, строго обязательна. Для этого свидетель вызывается письменной повесткой следователя, где ему назначается место, день и час, а также указывается цель его явки, и вручается под расписку В случае отказа свидетеля явиться после повторного вызова его приводят в принудительном порядке гражданские власти. Положения настоящей статьи относительно свидетелей распространяются также на истца и ответчика.

Статья 65

Перед допросом свидетели дают обещание (монахи - просто своим монашеским провозглашением., миряне же - возложением правой руки на Святое Евангелие) исповедовать истину без страха и смущения.

Статья 66

Свидетели опрашиваются каждый в отдельности; следователь, для устранения возможных темных моментов показания, по просьбе обвиняемого или по собственной инициативе может допросить свидетелей дополнительно или во время очной ставки с обвиняемым или другим свидетелем исключительно по своему усмотрению. Допрос свидетелей производится следователем, который после вопроса об имени, фамилии, возрасте, месте рождения и проживания, должности, вероисповедании и отношении свидетеля к обвиняемому зачитывает обвинение и просит свидетеля сообщить, что он об этом знает, и, в случае необходимости, задает ему вопросы для полного выяснения и восполнения его показания. После того как свидетель изложит свои мысли о предмете обвинения, следователь приглашает его дополнить, если что имеет, после чего отчетливо зачитывается показание и подписывается следователем, опрашиваемым и двумя свидетелями.

Статья 67

После окончания слушания суд рассматривает свидетельские показания и вообще все предоставленные доказательства, а также признание обвиняемым своей вины и выносит приговор, об-винительный или оправдательный, большинством голосов. Приговор заносится в специальную книгу, и он должен содержать описание событии, аргументацию (с изложением фактов, на которых основывается убежденность судей) и собственно решение суда (с приведением статей Устава, предусматривающих то наказание, которое налагает суд).

Статья 68

Голосование проходит в обратном иерархическом порядке судей.

Статья 69

Приговор оглашается обвиняемому, передается ему в заверенной копии под расписку, и он призывается подчиниться принятому решению.

Статья 70

В случае если обвиняемый не явился для оправдания в назначенный день, несмотря на то что был вызван в соответствии с вышеприведенными положениями (если только он не был задержан форс-мажорными обстоятельствами: суд принимает во внимание такие причины и откладывает судебное заседание, но на срок не более необходимого для устранения форс-мажора), суд исследует основу и существо обвинения и судит обвиняемого заочно; такое решение считается законным и ни в чем не отличающимся от того, которое принимается в присутствии обвиняемого.

Статья 71

Решения судов первой инстанции, налагающие наказания: а) чтение молитвенного правила с четками, б) пост до сорока дней, в) заключение в пределах монастыря, г) заключение в пределах зависимого учреждения или в другом монастыре до одного года, д) отстранение от послушания, е) исключение из заседаний монастырскоro собрания до одного года, ж) лишение права совершать священнодействие до трех месяцев, - являются окончательными и не подлежащими изменению.

Статья 72

Каждое решение суда первой инстанции, налагающее наказание более тяжелое, чем перечисленные в ст. 71, подлежит апелляции в суде второй инстанции в течение 15 дней после извещения обвиняемого. Апелляция, поданная после истечения этого срока, не принимается как просроченная.

Статья 73
Апелляция подается только самим обвиняемым, в ней подробно должны быть описаны формальные и касающиеся сути вопроса причины, ее обосновывающие. Она передается вынесшему решение суду, а тот обязан в течение пяти дней передать апелляцию в суд второй инстанции вместе с документом, подтверждающим, что решение суда было доведено до сведения обвиняемого, и со всеми материалами дела. Ни при каких обстоятельствах суд не имеет права отказаться принять законную апелляцию на рассмотрение.

Статья 74

После подачи апелляции суд второй инстанции берется за рассмотрение полученной по форме апелляции не позднее, чем через пятнадцать дней; после того, как он подтвердит, что апелляция обоснована, суд принимается за изучение сути дела и принимает решение, не подлежащее отмене.

Статья 75

Подача апелляции не дает отсрочки приведения в исполнение решения суда первой инстанции.

Статья 76

В случае отказа осужденного сообразоваться с предписаниями судебного решения постановления суда посылаются местной гражданской власти, которая делает распоряжения об уведомлении и приведении их в исполнение.

Статья 77

Никакой монастырь не может отказать в несении в нем каким-либо монахом возложенного на него судебным решением наказания.

Статья 78

Судебные решения считаются подлежащими исполнению, когда как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формальностей они являются каноническими и согласуются с настоящим Уставом.

Статья 79

Когда какой-либо монах понесет половину возложенного на него наказания и искренне раскается, суд второй инстанции, по просьбе осужденного и после консультации с его монастырем, может пересмотреть судебное дело и изменить принятое решение относительно наложенного просителю наказания.

Статья 80

Если какое-либо обвинение будет сочтена полностью безосновательным и ложным, обвинитель наказывается тем же наказанием, что было бы применено к обвиняемому в случае его виновности.

Статья 81

Судебные расходы ложатся на обвиняемого в случае его осуждения или на истца, если обвинение будет сочтено необоснованным и ложным.

Статья 82

Наложенные на определенное время наказания не действуют после их исполнения, и наказанный с полным правом возвращается в свое положение до наказания.

Статья 83

По делам, на которые распространяются полномочия как святогорских, так и гражданских судов, каждый суд свободен судить в соответствии со своей компетенцией, независимо и без каких-либо ограничений со стороны другого. Решение одного суда не должно следовать решению другого. Решение одного суда может быть обвинительным, другого - оправдательным.

Глава 5. Священные монастыри и монахи вообще

Статья 84

Двадцать священных монастырей разделяются на общежительные и особножительные. Общежительными являются монастыри: Дионисия, Кутлумуш, Зограф, Каракал, Симонопетра, Св. Павла, Ксенофонт, Григориат, Эсфигмен, Русский и Констамонит. Особножительные монастыри: Великая Лавра, Ватопед, Иверский, Хиландар, Пантократор, Ксиропотам, Дохиар, Филофй и Ставроникита.

Статья 85

Общежительный монастырь не разрешается превращать в особножительный, однако особножительный превращается в общежительный решением Священного Каната, если этого потребуют большинством голосов насельники монастыря, чей постриг превышает шесть лет. Такое решение Священного Кинота о превращении особножительного монастыря в общежительный объ-является Вселенскому Патриархату для издания соответствующего сигиллия.

Статья 86

Распорядители монастырским имуществом, будучи верными смотрителями и экономами, которым доверены доходы, обязаны им управлять с бережливостью и добросовестностью, неся ответственность, как подотчетные, за всякое корыстное действие и злоупотребление.

Статья 87

В конце каждого года монастырским начальством составляется смета доходов и расходов на следующий год и представляется на утверждение собрания монастыря, которое своим решением, фиксирующимся в специальной книге, обоснованно высказывается о каждой сумме, указанной в смете.

Статья 88

Не разрешается превышать суммы, утвержденные в смете каждого монастыря. Однако если возникнет неизбежная необходимость в каком-то расходе, который невозможно отложить на следующий год, у собрания монастыря испрашивается разрешение на особый кредит. Собрание имеет право своим решением утвердить этот дополнительный расход или отвергнуть его.

Статья 89

В начале каждого года под надзором эпитропии составляется подробный отчет о доходах и расходах каждого монастыря за предшествующий год. Этот отчет, который сопровождается всеми чеками и другими подтверждающими документами, представляется на утверждение собрания монастыря таким же образом, как и смета.

Статья 90

Игумен с эпитропией в общежительных монастырях и управляющая комиссия в особножительных хранят ключи казны и печать монастыря и осуществляют дела администрации и управления, согласно внутреннему регламенту, за исключением вопросов более общей природы, таких, как судебные дела, заключения займов, обмен участков, уплата долгов, новые постройки или капитальный ремонт зданий, принятие послушников, монашеский постриг, выдвижения и хиротонии, назначение экономов в метохи, миссии, приобретение драгоценностей или участков, аренда и продажа, которые должны быть представлены на суждение герондии, компетентной принять решение.

Статья 91

Послушания монастырей распределяются между братией согласно внутреннему регламенту и сообразно способности и возможности каждого.

Статья 92

Монахи каждого монастыря обязаны подчиняться своему монастырскому начальству и безоговорочно выполнять возложенное на них послушание, в противном случае они подлежат дисциплинарным наказаниям. С другой стороны, монастырское начальство обязано иметь к монахам отеческую любовь и беспристрастную и равную обо всех заботу

Статья 93

для того чтобы быть постриженным в монахи, необходимо прочти стадию послушничества сроком от одного до трех лет и достигнуть возраста восемнадцати лет. Таким образом, постриженный монах освобождается от воинской повинности.

Статья 94

Каждый монастырь ведет точный учет своих монахов, в монахологии указываются мирское имя и фамилия монаха, его происхождение, возраст, год прихода в монастырь и год пострига, духовный сан, сведения об образовании и прочие достойные упоминания сведения.

В каждом монастыре ведется отдельная книга для послушников, в которой четко указываются все сведения о каждом из них.

Также каждый монастырь ведет специальный монахологий монахов и послушников во всех зависимых от него учреждениях, заполняемый по вышеупомянутому образцу

Статья 95

Всякое изменение, связанное с постригом или смертью одного из братий монастыря или зависимого учреждения, должно быть доложено Священному Киноту, который ведет общий монахологий на всех монахов. Зависимые учреждения всегда докладывают через главенствующие над ними монастыри.

Статья 9б

Никому не позволено уходить со Святой Горы без письменного разрешения своего монастыря, в котором должен определяться срок и причина отлучки. Всякое разрешение отлучки должно визироваться в Священной Эпистасии. Учащимся монастырь не может отказать в разрешении отлучки.

Статья 97

В каждом монастыре хранятся под ответственностью монастырского начальства и секретаря следующие книги: а} монахологий; 6) ктиматологий (имущественная книга), в который заносится все движимое и недвижимое имущество монастыря; в) кладовая книга, в которой записываются все доходы монастыря и их использование; г) ежедневник, в котором в хронологическом порядке записывается вся административная деятельность; д) книга деяний монастырских властей; е) книга входящих и исходящих документов (протокол); ж) общая книга прихода и расхода.

Статья 98

Рукоположения монахов Святой Горы происходят только по представлении монастырских властей. Мирянин или не канонический святогорский монах не может быть рукоположен на Святой Горе, и любое рукоположение, совершенное в обход этих правил, считается незаконным и не имевшим места. Если выяснится, что афонский монастырь пригласил архиерея для рукоположения монаха, не относящегося к Святой Горе, или мирянина, Священный Кинот обязан сделать монастырю выговор, а также сообщить об этом Великой Христовой Церкви. Подобным образом разрешение монастыря требуется и для предоставления должности.

Статья 99

Бумаги общежительных монастырей подписывает игумен, а особножительных - эпитропы и скрепляют печатью монастыря. Образец подписи игумена следующий: «Игумен священного монастыря (такого-то) и со мною во Христе братия, а комиссии особножительных монастырей: «Эпитропы священного монастыря (такого-то) и с нами во Христе братиям или «...и остальные старейшины».

Статья 100

Продажа участков на Святой Горе ни в коем случае не разрешается, но их обмен возможен.

Статья 101

Недвижимое имущество каждого святогорского монаха переходит его монастырю, если до пострига он подарил его монастырю, подтвердив это документально. Всякое имущество, приобретенное монахом после пострига, переходит его монастырю, где бы он ни скончался, если только не имел отпускной грамоты своего монастыря. За долги монахов монастыри ни в коем случае не несут ответственности, если они были сделаны без письменного их разрешения. Насельники общежительных монастырей не могут иметь никакого имущества.

Статья 102

Каждый монастырь обязан содержать в хорошем состоянии, по указанию врача, больницу и аптеку для лечения больных. Это осуществляется под руководством врача, распоряжениям которого подчиняются и санитары. При каждом монастыре обязательно имеется дом для престарелых.

Статья 10З

Если какой-нибудь монах захотел бы уйти из обители своего покаяния, он имеет право просить отпускное свидетельство. Его монастырь предоставляет ему такое, когда имеются достаточные причины для ухода.

Статья 104

Игумен или эпитроп монастыря в свое отсутствие замещаются кем-либо из старейшин, всегда по выбору и доверенности отсутствующего лица. Заместители осуществляют все права замещаемых во время их отсутствия.

Статья 105

Всякая постройка или ремонт здания каким-либо монахом на собственности монастыря производится после разрешения монастырского начальства, но никакого личного права этот монах не приобретает, кроме случая, когда он иным образом оформил бы это посредством договора.

Статья 106

Все участки священных монастырей вообще, расположенные на Святой Горе и вне ее и не находящиеся в зависимости Министерства по церковным делам или иного государственного министерства, сдаются в аренду или обрабатываются собственными силами сообразно заинтересованности.

Аренда должна заключаться через договор, в котором подробно записываются условия аренды и обязанности арендаторов. Нарушение любого выгодного монастырю условия аренды влечет ее аннулирование, которое только монастырь может объявить. Всякое право арендатора или третьего лица, которым они обладают с момента заключения договора и до его аннулирования, автоматически прекращается. Всякая просрочка арендной платы дает монастырю право получить ее на основании положений закона «о взимании просроченных доходов казны».

Статья 107

Назначения адвокатов защиты монастырей производится непосредственно документам монастырского начальства.

Статья 108

Чтобы быть избранным в старейшины, кандидату необходимо отличаться добрым нравом, безупречной жизнью и административными способностями, и всегда предпочтение отдается лицам, имеющим церковное и всестороннее образование. При произведении какого-нибудь брата в старейшины запрещается любое вмешательство отцов монастыря, исключая собор старейшин. Они избираются пожизненно и низвергаются только после вынесения судебного решения. Выборы проводятся согласно внутреннему регламенту каждого монастыря.

Статья 109

На собраниях старейшины занимают свои места по старшинству повышения в должности и в таком иерархическом порядке берут слово. Каждый из них свободно и неограниченно выражает свое мнение, но всегда в границах благопристойности и приличия. За порицание или мнение, которое высказал в дискуссии какой-либо старейшина, его никогда нельзя преследовать или наказывать. Необходимо вести протокол заседаний.

Статья 110

Каждый монастырь или его зависимое учреждение обязан иметь точный и подробный каталог рукописей, книг и священных облачений, святых мощей, древних икон и памятников и всех сосудов, сохранение и хорошее содержание которых находится в ведении начальства каждого монастыря.

Подобные каталоги зависимых учреждений монастырей хранятся при каждом монастыре. Все вышеназванное не подлежит отчуждению.

Глава 6. Общежительные монастыри

Статья 111

Каждый общежительный монастырь управляется внутренне игуменом, эпитропией (комиссией) и герондией, члены которой избираются согласно ст. 108.

Статья 112

Для того чтобы быть избранным в игумены, нужно обладать следующими качествами: а) быть добронравным, благочестивым, отличаться безукоризненным поведением, церковным и всесторонним образованием и административными способностями; б) быть человеком не моложе сорока лет, в) принявшим постриг на Афоне и, предпочтительно, прожившим не менее десяти лет в одной монастыре.

Статья 113

Если в монастыре не окажется брата, обладающего качествами ст. 112 для должности игумена, решением братии монастыря приглашается любой, считающийся подходящим, отец Святой Горы и ему передается должность игумена.

Статья 114

Для избрания игумена в назначенный день, объявленный не менее чем за пять дней до избрания решением герондии, в соборном храме собираются монахи, чей срок пребывания в монашеском чине превышает шесть лет. Посредством тайного голосования, проводимого перед герондией, они избирают кандидатов. два кандидата, набравшие большинство голосов, подлежат вторичному тайному голосованию. Набравший большее число голосов избирается игуменом. При равном числе голосов оба кандидата бросают жребий.

Как только произойдет избрание, в кодекс помещается соответствующий протокол, подписанный эпитропией и герондией, и его копия, также подписанная и скрепленная печатью, посылается Священному Киноту для официального назначения нового предстоятеля, которое не может быть отложено более, чем на месяц.

Что касается уже пребывавших в этом монастыре игуменов, им не требуется назначения на должность.

Вся имеющая право голоса братия, несущая послушание вне монастыря, должна быть своевременно извещена о выборах и дне; в качестве подтверждения того, что братья поставлены в известность, принимаются только расписки в получении. В случае, когда выборы не проведены должным образом, в пятидневный срок против них подается заявление протеста в Священный Кинот, который высказывается об их действительности окончательно. Когда решение Священного Кинота бывает отрицательным, выборы, согласно с вышеприведенным, повторяются непосредственно в следующее воскресенье после оповещения монастыря об этом решении.

Статья 115

Игумен избирается пожизненно. В случае если он злоупотребляет своим положением или если будет сочтен некомпетентным и при этом не исправит свои ошибки, несмотря на повторяющиеся замечания герондии, он лишается должности решением герондии и большинства имеющих права голоса членов братии, подтвержденным их подписями.

Статья 116

Ни по какой причине избрание нового игумена не может быть отложено далее 6 месяцев.

В период до избрания игумена делами монастыря ведает эпитропия с герондией. Об отстранении игумена немедленно сообщается Священному Киноту таким же образом, как и о его избрании. Ни под каким предлогом не может быть назначен игуменом тот, кто был судим за злоупотребление монастырским имуществом.

Статья 117

Об избрании игумена монастырем через Священный Кинот оповещается Великая Христова Церковь.

Статья 118

Игумен, как духовный отец, один, без эпитропов, имеет духовную власть над братьями монастыря, наблюдает за их душевным состоянием, предупреждает всякое отклонение и, посредством учения и достойной подражания своей примерной жизни, направляет их к их предназначению. С другой стороны, братия обязана иметь к игумену уважение и полное послушание.

Статья 119

Ежегодно герондией из ее членов избирается двучленная или трехчленная эпитропия. Она сотрудничает с игуменом под его председательством и совместно осуществляет управление и администрирование. Поэтому никакое одностороннее действие игумена или комиссии не имеет силы.

Статья 120

Игумен в обязательном порядке во всех вопросах административного характера должен сотрудничать с эпитропией, совместно и непреклонно исполняя всякое решение герондии, исполнительной властью которой они являются. Без мнения эпитропии игумен не может приступить ни к какому одностороннему действию. Это же относится и к эпитропам, которые без мнения игумена не могут принимать решения. При разногласии между игуменом и эпитропией созывается герондия и решает спор.

Статья 121

Ни под каким предлогом не разрешается сосредоточение в руках игумена всей власти или захват прав эпитропии или герондии и игнорирование их. Если после первого или второго замечания герондии, записанного в протоколы, игумен не исправляется, то двумя третями голосов герондии он отстраняется. Если же подавляющее большинство братии не примет этого, тогда приглашается Священный Кинот как высший надзиратель за соблюдением настоящего Устава и разрешает спор.

Статья 122

Игумен, эпитропия и герондия, ответственные за правильное функционирование общежития, должны являть собой пример общежительной жизни, садиться за общую братскую трапезу, избегая и запрещая отдельные трапезы, на деле учить нестяжательству и любви, заботиться о больных и престарелых и во всем подавать пример уважения общежительных принципов и положений.

Глава 7. Монастыри особножительные

Статья 123

Каждый особножительный монастырь внутренне управляется комиссией {эпитропиеи} и собором старейшин.

Статья 124

Комиссия, двучленная или трехчленная, избирается в начале каждого года собором старейшин из его членов, осуществляет управление и администрирование монастыря согласно его внутреннему регламенту и в соответствии с положениями ст. 90 и приводит в исполнение решения собрания.

Статья 125

Собор старейшин является постоянным органом, и его члены избираются согласно положениям ст. 108.

Глава 8. Зависимые учреждения (экзартимы) вообще

Статья 126

Все зависимые учреждения на Святой Горе, скиты, келлии, каливы, исихастирии и кафизмы, вместе с прилегающей территорией и постройками, по издревле установившемуся обычаю являются неотъемлемой и неотчуждаемой собственностью главенствующих монастырей.

Статья 127

Все монахи этих зависимых учреждений считаются братией главенствующего монастыря, которому их старцы обязаны безоговорочно докладывать о принятии послушников, время испытания которых отсчитывается от дня уведомления.

Статья 128

Одновременное приобретение двух поселений одним лицом категорически запрещается.

Статья 129

Для любого ремонта в зависимом учреждении требуется предварительно письменное разрешение монастыря, а для любой новой постройки или расширения здания - разрешение Священного Кинота, который должен также утвердить план нового сооружения, предоставляемый ему в обязательном порядке.

Священный Кинот имеет право снести всякую постройку или пристройку, сооруженную иным способом.

Статья 130

Изменение вписанных в долговые соглашения лиц не под каким видом не разрешается.

Статья 131

Для пострига в монахи послушника какого-либо зависимого учреждения монастыря вменяется соблюдение общих распоряжений ст. 93 об испытании и возрасте. Необходимо, чтобы этому предшествовало разрешение главенствующего монастыря. Только с согласия главенствующего монастыря можно вписать кого-нибудь в долговое соглашение, и только вписанные туда признаются синодией старца и имеют право на его наследство.

Статья 132

В случае отсутствия законных владельцев какого-либо зависимого учреждения никакой монах не может взять на себя его опеку без разрешения главенствующего над зависимым учреждением монастыря. Оставленное владельцем без разрешения более чем на год жилище по праву возвращается главенствующему монастырю, и оставивший его не может иметь на него никакого права и отстаивать на него свои права.

Если же кто-то из внесенных в долговое соглашение лиц без разрешения главенствующего монастыря будет отсутствовать более шести месяцев, он с полным правом вычеркивается монастырем из долгового соглашения. Но и превысивший данное ему разрешение на шесть месяцев в свое отсутствие считается отсутствующим без разрешения и вычеркивается из долгового соглашения.

Статья 133

Превращение скитов в монастыри, или келлий в скиты, или калив в келлии категорически запрещается.

Статья 134

Все зависимые учреждения на Святой Горе и подвизающиеся в них отцы, согласно издревле установившемуся обычаю, обязаны полностью уважать и неукоснительно применять предписания настоящего Устава, а также проявлять совершенное послушание и подчинение главенствующим монастырям, безоговорочно исполняя их законные распоряжения.

Статья 135

Запрещается вывоз древесины из лесов главенствующего монастыря без его письменного разрешения, кроме необходимых для домашнего употребления дров, которые заготавливаются исключительно на указанных монастырем местах. Монастырь не может отказать владельцам келлий в древесине для устройства виноградников и желобов для воды, если нужда в них очевидна. Материалы берутся только из округи келлии (сигил. 1909, ст. 4) из указанных монастырем подходящих деревьев и мест, исключая монастырь Ставроникиты, который лишился леса согласно соответствующему протоколу Священного Кинота от 1911 г.

Статья 136

Каждое зависимое учреждение обязано вести точный монахологий своих монахов, а также книгу послушников, в соответствии с положениями ст. 94; эти книги ежегодно проверяются главенствующим монастырем.

Статья 137

Каждое зависимое учреждение обязано точно уплачивать главенствующему монастырю всякий раз определяемые и соответ-ственно распределяемые Священным Кинотом взносы согласно ст. 36. Взнос за троих лиц, уплачиваемый келлиями, и особые налоги скитов производятся согласно монете, установленной сигиллиями, которые определяют их отношения с главенствующим монастырем, кроме тавиллийских налогов, уплачиваемых в деньгах, установленных Священным Кинотом.

Статья 138

Экономическое положение келлии или каливы обычно должно доводиться до сведения вписанных в долговое соглашение лиц, и только в согласии с ними может быть осуществлена их продажа. Перед продажей (всегда с разрешения главенствующего монастыря) келлии, каливы или исихастирия должно быть объявлено лицо покупателя, которому монастырь может дать или не дать согласие на продажу. Монастырю должно быть уплачено 15% подлинной согласованной цены, что является извечно установленным его правом, то есть 10 % продающий и 5 % покупающим. Всякая покупка, произведенная иначе, является недействительной, и нарушители подлежат дисциплинарным взысканиям.

Статья 139

Образ жизни монахов зависимых учреждений должен быть приличным и во всем согласным с их обетом.
Против отклонившихся главенствующим монастырем налагаются наказания на основании постановлений главы настоящего Устава о Святогорских судах.
Владельцам калив и келлии, упорно не исправляющимся, суд второй инстанции к прочим наказаниям может наложить наказание отчуждения в течение определенного срока их каливы или келлии. В случае, когда в течение этого срока не объявится покупатель, предоставляется новый срок, а если и снова он не объявится, то решением суда второй инстанции назначается с одной стороны от владельца каливы или келлии и с другой от главенствующего монастыря оценочная комиссия из двух членов с обеих сторон, которая на основании стоимости каливы или келлии, установленной во время оценки, составляет соответствующий доклад, который представляет суду второй инстанции.
Если оценочная комиссия разойдется во мнениях относительно стоимости келлии или каливы, она определяется окончательным решением суда второй инстанции.

Статья 140

Среди покупателей келлии или каливы всегда отдается предпочтение главенствующему монастырю.

Статья 141

Владелец келлии или каливы ни в коем случае не может заключить соглашение о займе, отягощающее его жилище, без письменного разрешения монастыря, который в противном случае никоим образом не несет ответственности за его долги.

Не разрешается также оставлять в качестве залога долговое соглашение келлии или каливы для заключения займа. Подобное действие считается и является совершенно недействительным.

 

Глава 9. Скиты

Статья 142

На Святой Горе насчитывается 12 скитов, которые разделяются на общежительные и особножительные. Общежителъными скитами являются: 1) скит святого Пантелеимонова (Русского) монастыря во имя Успения Богородицы, 2) скит монастыря Пантократор во имя пророка Илии, 3} скит Великой Лавры во имя Честного Предтечи и 4) скит Ватопедского монастыря во имя св. Андрея Первозванного

Особножительными скитами являются: 1) скит Великой Лавры во имя св. Анны, 2) скит того же монастыря во имя Святой Троицы (Кавсокаливийский), 3) скит Ватопедского монастыря во имя св. Димитрия, 4) скит Иверского монастыря во имя Честного Предтечи, 5) скит Кутлумушского монастыря во имя св. Пантелеимона, 6) скит монастыря Св. Павла во имя Богородицы (Новый скит), 7) скит того же монастыря во имя св. Димитрия (Лаку) и 8) скит Ксенофонтова монастыря во имя Благовещения Богородицы.

Статья 143

Каждый скит, согласно соответствующему Патриаршему сигиллию, на основании которого главенствующий над ним монастырь провозгласил его скитом, и имеющимся между ним и главенствующим монастырем письменным и традиционным установлениям, обязан соблюдать свое неизменно установленное положение, свои отношения зависимости с главенствующим монастырем, вид административной и прочей жизни и отношения его отцов к главенствующему монастырю.

Статья 144

Внутренняя жизнь скитов управляется внутренним регламентом, утвержденным главенствующим монастырем, и не может находиться в противоречии с положениями настоящего Устава.

Статья 145

Подвизающиеся в скитах монахи обязаны регулярно исполнять свои религиозные обязанности и, ничего не опуская, молиться на бдениях в соборном храме (кириаконе). В ином случае они подлежат дисциплинарным взысканиям.

Статья 146

Каждый послушник до своего пострига с ведома и согласия своего духовника имеет права избрать послушание у второго старца. Однако со времени пострига он пожизненно обязан оставаться в послушании местного старца, и строго запрещается принятие его другим старцем этого скита, который, в случае принятия его, подлежит дисциплинарному наказанию от главенствующего монастыря. Отношение старца к ученикам - это отношение духовного отца к сыну, а потому ученики должны иметь уважение и послушание к старцу, а он - отеческую к подчиненным любовь и обращение.

Статья 147

Склочникам, недисциплинированным, скандалистам и прочим проводящим достойную порицания жизнь после предварительного предостережения выносится порицание судом или собранием скита. О неисправившихся доносится в главенствующий монастырь, и к ним применяются предусмотренные ст. 139 наказания.

Статья 148

Когда затевается дело покупки каливы у какого-нибудь скита, его собранием рассматривается общее поведение покупателя, и если оно окажется согласным с монашескими требованиями и обязанностями, продавец и покупатель посылаются в главенствующий монастырь, который после согласия на продажу издает по установленному издревле порядку на основании определенного своего права монастырское долговое соглашение после возвращения прежнего долгового соглашения.

Статья 149

Каждый скит управляется дикеем, советниками и собором старцев

Статья 150

От кандидата в дикеи требуется, чтобы он был из старцев калив, человеком, признанным добродетельным и сочтенным главенствующим монастырем достойным [этой должности]. Отбывающие наказание не могут быть выдвинуты на пост дикея.

Статья 151

Выборы дикея в общежительных скитах проводятся по установленному у них порядку
В особножительных скитах дикей избирается большинством голосов, в голосовании принимают участие все записанные в монастырских книгах старцы калив; они собираются в кириаконе под председательством старейшего из них в начале мая каждого года. В случае если кто-либо из старцев находится за пределами Святой Горы, за него может проголосовать его ученик после получения письменного разрешения главенствующего монастыря. За процедурой избрания надзирает представитель главенствующего монастыря, голос которого учитывается в случае равного количества голосов. Об избрании дикея сообщается главенствующему монастырю через скрепленный печатью протокол собрания для утверждения, признания и назначения на должность нового дикея по издревле установленному обычаю.

Статья 152

Советники при каждом скиту, от двух до четырех, избираются таким же способом и на тот же срок, что и дикей каждого скита, однако половина из них избирается главенствующим монастырем.

Статья 153

Срок службы дикея, а также советников, если их двое, - год. Если советников трое, то каждый год заменяется один или более, если же их четверо, то ежегодно заменяются двое или все четверо, в зависимости от установлений в каждом конкретном скиту

Статья 154

Каждый скит имеет собственную печать, на которой значится его название и название главенствующего монастыря. Она состоит из трек или четырех частей, которые хранятся у каждого советника. Эти части хранятся у назначенных монастырем двух из четырех советников или по одной части при трех советниках. Печать используется лишь при переписке е главенствующим монастырем, а также при подаче документов касательно помилования и пособий на Святой Горе.

Статья 155

Дикей и советники обязаны сотрудничать в интересах своего скита, не допуская никакого единоличного действия, кроме обычных обязанностей каждого; всякое такое действие считается незаконным. Важные дела скита, выходящие за рамки обычной службы, должны рассматриваться собором старцев и в обязательном порядке быть согласованными с главенствующим монастырем.

Статья 156

В обязанности дикея входит проживание в отдельном доме, а не в каливе, забота о внутреннем порядке скита, оказывание гостям гостеприимства, совершение последований в кириаконе, совместное с советниками неусыпное наблюдение за поведением всех в скиту, предупреждения и советы, донесение о строптивых и не поддающихся исправлению собранию и через него -главенствующему монастырю. Вместе с советниками он должен добиваться компромиссного разрешения возникающих разногласий и с ними приводить в исполнение решения собрания, ответственно сохранять в скиту священные реликвии, сосуды и облачения, рукописи и книги и все прочие ценные предметы, которые и передаются преемнику на основании точной и подробной протокольной описи в присутствии представителей главенствующего монастыря, которому посылается копия этого протокола.

Статья 157

Казна скита пополняется за счет милостыни и вспомоществований. Ею содержится дикей со своим окружением во время своей службы. По истечении срока службы излишки он передает, как обычно, своему преемнику.

Статья 158

Дикей должен вести отчетные книги касательно своей деятельности. В конце срока службы он передает эти книги на проверку собору старцев и представителям главенствующего монастыря. Этот акт проверки заносится в общий кодекс и подписывается всеми членами: и теми, кто передает свои полномочия, и теми, кто принимает. Любые злоупотребления или административная ошибка ложатся на плечи подотчетного управителя.

Статья 159

В случае смерти старца какой-нибудь каливы главенствующий монастырь меняет долговое соглашение на уплату определенной подушной пошлины, поставляя на место старца первое лицо его окружения, а на место первого - второе, вписав и третье лицо, имеющее постриг, с разрешения монастыря, если в скиту заведен такой порядок. Строго запрещается проживание в одной каливе более шести человек.

Статья 160
Кроме вышеприведенных общих распоряжений считаются имеющими обязательную силу распоряжения о скитах Патриарших сигиллиев и монастырских долговых соглашений.

Глава 10. Келлии

Статья 161

Келлии каждого монастыря уступаются им за определенную плату в преемственное владение троим лицам, законно получившим свой постриг, посредством долговых соглашений, определяющих три лица келлии, описание пространства и всего ее имущества.

Статья 162

После смерти старца одной из келлий главенствующий монастырь заменяет долговое соглашение на новое на уплату определенного Патриаршим сигиллием 1909 г. и протоколом Священного Синода Великой Церкви № 56 за 1911 г. взноса за троих лиц. В нем второе лицо записывается первым, третье вторым, а третьим - новое лицо из синодии старца, если есть. Эти трое могут взять себе до трех учеников (послушников или монахов), так чтобы всего в келлии было не более шести человек. Ни под каким предлогом не позволяется превышать это число; запрещается любое разрешение принять кого-либо, если будет превышено количество в 6 человек.

Статья 163

Пользование обрабатываемыми участками при келлиях принадлежит исключительно и только им, кроме эксплуатации ими лесов, право на которую принадлежит исключительно главенствующему монастырю, обязанному принимать во внимание все нужды этих келлий.

Статья 164

Келлиоты обязаны содержать свои келлии в хорошем состоянии, производить необходимый ремонт, честно беречь имущественные ее права и вообще усердно заботиться об улучшении выделенных им жилищ, согласно долговому соглашению, будучи ответственными перед главенствующим монастырем за выполнение этих обязательств, который в противном случае может прибегнуть к применению распоряжений третьего абзаца ст. 139 настоящего Устава.

Статья 165

Всякий спор между двумя келлиями одного монастыря относительно границ регулируется главенствующим монастырем.

Статья 166

Выкорчевывание деревьев или выращивание винограда в округе келлии разрешается только с позволения главенствующего монастыря. Нарушителям грозят предусмотренные настоящим Уставом наказания.

Глава 11. Общие распоряжения

Статья 167

Все ввозимые на Святую Гору товары для ее монахов стоимостью до тысячи золотых драхм на каждого монаха ежегодно не подлежат таможенным пошлинам. Товары сверх этого количества, как и все ввозимые купцами товары, подлежат общим установленным налогообложениям государства.

Статья 1б8

Вся вывозимая со Святой Горы лесная и прочая продукция вывозится без обложения пошлиной. Реквизиции на Святой Горе производятся только по решению Священного Кинота.

Статья 169

Леса полуострова Святой Горы не подчиняются соответствующим государственным законам о лесных угодьях.

Статья 170

Рыбный промысел на Святой Горе для содержания монахов свободный и освобожден от всякого налогообложения.

Статья 171

Никакой ремонт или реставрация на Святой Горе не разрешается, если ими разрушаются или изменяются древние фрески.

Статья 172

Кроме монастырей и скитов никакому иному зависимому учреждению или лицу не разрешается иметь печать.

Cтатья 173

Никакой архиерей не может совершить священнодействие на Святой Горе, если не будет обеспечен документом от Вселенского Патриархата, заявляющим о беспрепятственном священнодействии, и без разрешения Священного Кинота или какого-нибудь монастыря. Всякое приглашение одним из монастырей архиерея на Святую Гору должно производиться через Священный Кинот. Всякий низший клирик должен иметь такой документ к Священному Киноту от своего церковного начальства.

Статья 174

На Святой Горе категорически запрещается продажа икон или произведений искусства вообще вне ее изготовленных, а равным образом и изготовление на ней таковых мирянами. Запрещается также печатание на бумагу икон монастырей без их разрешения.

Статья 175

Учреждение в монастырях или их зависимых учреждениях торговых домов, как и осуществление торговли предметами, не свойственными или не необходимыми для этого места, строго запрещается.

Статья 176
Всякий прибывающий на Святую Гору, кроме окрестных паломников, должен явиться в Священную Эпистасию за получением разрешения на посещение монастырей и их зависимых учреждении.

Статья 177

Всякий монах или рясофорный, не принадлежащий какому-нибудь монастырю или зависимому учреждению Святой Горы, но блуждающий по ней, изгоняется при содействии гражданской власти Священной Эпистасией.

Статья 178

Кроме монахов и законно поступивших послушников, никому другому не разрешается ношение рясы. Нарушители изгоняются согласна ст. 177.

Статья 179

Наследниками имущества проживавших и скончавшихся на Святой Горе мирян являются лица, имеющие на это законное право.

Опечатывание и снятие печати с их имущества осуществляют в монастырях и их зависимых учреждениях монастырские власти, а в Карее - Священная Эпистасия с гражданскими властями, которые и оповещают компетентно законных наследников.

Наследниками имущества мирян на Святой Горе, умерших и не имеющих законных наследников, а также независимых монахов (кавиотов), если они умерли в Карее, является Священный Кинот, а если в монастырях и их зависимых учреждениях - местные монастыри.

Статья 180

Только Священный Кинот имеет исключительное право учреждения типографии на Святой Горе.

Статья 181

Все недвижимое имущество священных монастырей совершенно не подлежит отчуждению как предмет, Божиим правом (данный).

Статья 182

Священные монастыри обязаны поддерживать нормальную и без помех работу Афонской церковной школы в Карее, принявшей в настоящее время форму высшего учебного заведения и охватывающей все классы шкалы среднего образования. Для этого каждый монастырь обязательно и безоговорочно должен посылать в Школу из числа монахов или послушников по крайней мере двоих учеников. Число учащихся будет пополняться за счет принятия на учебу не проживающих на Святой Горе лиц.

Никакой монастырь не может отказаться от взноса соответствующей суммы на содержание Школы, которая будет определяться на основании его экономического положения. Для удовлетворения нужд Школы Священный Кинот может установить обязательное налогообложение на ввозимую и вывозимую продукцию.

Отправление монахов или учеников для обучения за пределы Святой Горы, если прежде они не закончили Афонскую школ: категорически запрещается.

Подробности организации Школы согласно с вышеприведенными распоряжениями будут определены особым постановлением Священного Кинота.

Статья 183

Создание и учреждение любой корпорации или особого братства на Святой Горе категорически запрещается, так как это противоречит древним монашеским уставам Святой Горы.

Статья 184

Любая пропагандистская и вербовочная деятельность этического, религиозного, церковного, общественного, националистического или другого подобного характера на Святой Горе строго запрещается с наказанием изгнания.

Статья 185

Всякий сбор средств на религиозные, школьные или благотворительные нужды на Святой Горе проводится только с разрешения Священного Кинота. Для этого просящие о нем обязаны представить Священному Киноту рекомендации архиереев епархии, которой они принадлежат.

Желающий посетить библиотеки священных монастырей обязан представить Священному Киноту письменную рекомендацию Министерства иностранных дел Греции или Вселенского Патриархата, с которыми он напрямую переписывается.

Статья 186

Вход на полуостров Святой Горы существ женского пола по издревле установившейся традиции запрещается.

Статья 187

Всякое распоряжение, противоречащее настоящему Уставу, не может иметь силы на Святой Горе.

Статья 188

Настоящий Устав вступает в силу с момента одобрения его Кинотом и ратификации государством.
Он вытекает из императорских хрисовулов и типиконов, Патриарших сигиллиев, султанских фирманов, действующих «Главных канонизмов» и древнейших монашеских уставов и правил. Он составлен в мае 1924 г. пятичленной комиссией Чрезвычайного двойного собрания Святой Горы, состоявшей из старца Аркадия, иеродиакона Ватопедского монастыря, арх имандрита Афанасия из монастыря Пантократора, проигумена Евдокима из Ксиропотамского монастыря, старца Евлогия из монастыря Св. Павла и старца Варлаама из монастыря Св. Григория, членов Чрезвычайного собрания.
В Карее 10 мая 1924 г.

Настоящий Устав одобрен Священным чрезвычайным двойным собранием двадцати священных монастырей.
Члены Чрезвычайного двойного собрания:
Иеродиакон Великой Лавры Григорий;
Старцы Ватопедского монастыря Аркадий и Анатолий;
Проигумен Иверского монастыря Амвросий;
Иеродиакон Анфим (по-сербски), проигумен Онуфрий
(по-сербски) из Хиландарского монастыря;
Старец Иаков, иеромонах Евгений из монастыря Дионисия;
Старец Кутлумушского монастыря Виссарион;
Архимандрит Афанасий, проигумен Алексий из монастыря
Пантократора;
Старец Аэтий, проигумен Евдоким из монастыря Ксиропотам;
Иеромонах Зографского монастыря Василий (по-болгарски);
Старец Дионисий, проигумен Даниил из Дохиарского
монастыря;
Старец Дорофей, иеромонах Максим из монастыря Каракал;
Старец Евстратий из монастыря Филофея;
Старец Иосиф из монастыря Симонопетра;
Старцы монастыря Св. Павла Иоасаф и Евлогий;
Старец Иеремия, проигумен Софроний из монастыря Ставроникита;
Старцы Дамаскин и Иоаким из монастыря Ксенофонт;
Старцы Андрей и Варлаам из монастыря Григория;
Старец Петр из монастыря Эсфигмен;
Иеромонах Модест, старец Афанасий из монастыря Констамонит.