Перейти к содержимому

+30 697 070 77 19 Telegram, WhatsApp, Viber;  e-mail: info.afon@gmail.com

Карея - административный центр Афона

Время основания X в.

Исторические сведения

На Cвятой Горе Афон, кроме монастырей, скитов, келий существует административный центр называемый «Карие́с» или «Карея». Это место также называют «столицей Афона». Здесь расположены: центральный храм Афона (9 в.), административное здание - «Палаты Священного Кинота», представительства монастырей (в виде келий), и собственно другие келии не несущие функции представительств, и принадлежащие тому или иному монастырю. Расположение построек в Карее внешне напоминает идиоритмический скит.

Кроме этих объектов в Карее также находятся: почтовое отделение, полицейский участок, отделение банка, центр здоровья Святой Горы (госпиталь), пожарная часть, отделение греческого телекома, хлебопекарня, церковные лавки, трапезная, магазины с продовольствием и хозяйственными товарами.

Основание Кареи произошло после упразднения Кафедры старцев. Тогда  Прот (первый монах Афона) перенес свою административную единицу с местности Зигос в центр афонского полуострова. Так была основана Лавра с названием «Карея». После признания верховенства и приоритета Кареи над другими монашескими учреждениями Святой Горы, она получила управленческие полномочия. Определенно известно, что должность Прота достаточно давняя. В 1-м Уставе Святой Горы (971-972 гг.) есть сведения о регламенте избрания на должность 1-го монаха Афона, который с определенной долей условности признавался главным административным лицом Афонской Горы.

Палаты Священного Кинота

Полномочия Прота не были абсолютными, и его власть была достаточно неопределенной. По общим вопросам он не принимал решения единолично, не выслушав мнения собрания настоятелей, можно предположить, что в этом заключался очень важный принцип соборности. В Уставе того времени предполагалось одно совещание на праздник Успения Пресвятой Богородицы, на которое первый монах Святой Горы являлся с 3-мя помощниками. К примеру, св. Афанасий имел 2-х, а Павел Ксиропотамский 1-го. Исследователи замечают, что это различие указывает на те полномочия, которые возлагались на Карейскую Лавру в сравнении с другими афонскими обителями.

Чтобы принять управление столицей Афона кандидат, избираемый на должность Πрота, оставлял другие занимаемые должности, если таковые имел. В Карее, находилась его резиденция занимаемая им пожизненно. Из 2-го Устава Святой Горы изданного Константином IX Мономахом (1046 г.), после увеличения количества насельников монастырей: Великой Лавры, Ватопеда, Иверского в 11 в., власть Прота была значительно уменьшена. Она ограничивалась решением лишь незначительных вопросов, при этом количество монахов входивших в состав совета было 10 или даже 5. В Уставе 1046 г. роль Кареи сводится почти до уровня экономического места по причине значительного числа осуществляемых там сделок купли – продажи.

В начале 14 в. после нападения каталанских пиратов, Прот фактически становится во главе возрождения монашеской жизни на Афоне. Тогда патриархом Никоном на эту должность назначается Феофан, в полномочия которого входило: выбор духовников и других церковно – священно служителей, и даже назначение настоятелей. Позже все это было утверждено в 1313 г. императором Андроником II Палеологом, что закрепилось соответствующим документом – хрисовулом.
Прот в этот период признается фактически управляющим Святой Горой. В соответствии с этими новыми правилами Прот избирался представителями монастырей в Карее и утверждался Патриархом в Константинополе.

Главная улица Кареи

В 14 в. позиции Прота стали еще прочнее, когда в 3-м Уставе Святой Горы (1394 г.) временное попечительство со стороны Иерисского епископа было упразднено. Этот Устав определил границы Кареи и с того времени эта местность именовалась «Карейской Лаврой». Также были приняты некоторые постановления административного характера, например, Πрот и настоятель Великой Лавры держали епископские жезлы во время собраний и сидели рядом, другие же представители – по обе стороны от них.

К концу 14 в. Протат утрачивает большую часть имущества за исключением несколько зданий и келлий, последние впоследствии реализованы для других владельцев. Должность Πрота ликвидируется, и его полномочия заимствуют четыре эпистата. Многие из админнистративных полномочий прота переходят Иерисскому епископу как это было ранее. После этого Иерисский епископ имел титул «Иерисса и Святой Горы».

В воспоминаниях о Карее начала 20 в. известно, что приезжающие паломники помимо всего, что есть на Афоне, старались попасть на монашеский базар, который собирался каждую субботу. В открытых лавках, расположенных при монастырских подворьях предлагались преимущественно изделия монахов, необходимых для поддержания скудного быта пустынников и отшельников. Состав предлагавших свои изделия был интернационален, - здесь можно было встретить насельников из разных стран: России, Греции, Болгарии, Молдавии, Грузии, среди которых было много строгих подвижников украшенных сединой.

Они собирались в Карею по причине своей бедности с различных мест и ущелий Афона для сбыта своих рукоделий, которые отличались особым искусством и чистотой отделки. Среди монашеских изделий были: иконы, кресты, четки, ложки, а также разнообразные благовонные масла, пустынножители на полученные от изделий пожертвования содержали себя, приобретая на базаре самое необходимое для жизни: хлеб, одежду и прочее. Из воспоминаний паломников известно о чинном и скромном базарном торге, ибо не смотря на многочисленное собрание монашествующих была необыкновенная тишина. Большую часть времени они безмолствовали, лишь только с легкой братской улыбкой, вполголоса друг друга приветствовали. На базаре только и слышен был топот ног, и приветствия: благословите, простите, помолитесь обо мне, прошу ваших святых молитв, спаси вас Матерь Божия, Бог да помилует тебя и т. д.

Паломничество

Авторские туры, индивидуальные и групповые поездки, круизы вдоль Афона
Забронировать автомобиль с водителем
Разрешение на пребывание на Афоне