Skip to main content

+30 697 070 77 19 Telegram, WhatsApp, Viber;  e-mail: info.afon@gmail.com

История Святой Горы Афон

История Святой Горы Афон

 Содержание

Дохристианский период

На сегоднящний день наука частично располагает историографическими сведениями о существовании Афона в дохристианскую эпоху и о первых веках его бытия по Р. Х.  Определенно известно, что на территории афонского полуострова находилось несколько поселений, представители которых по своему мировоззрению были язычниками.

В различных источниках упоминаются следующие поселения: Дион, Клеоне, Сана, Фисс, Акрофои, Аполлония. В Священном Писании Нового Завета, в Деяниях Святых Апостолов (гл. 17:1) содержится информация о посещении Аполлонии св. ап. Павлом. Сегодня древняя Аполлония носит название "Иериссос" ( с греч. Освященный). Когда-то Иериссос относился к Афону и здесь была резиденция епископа носившего титул этого полиса.

Древнее расположение некоторых поселений определенно известно, сейчас на некоторых из них располагаются монастыри. До появления на Афоне первых подвижников эти места пришли в упадок, возможно по причине того, что их насельники в 4-м столетии покинули полуостров. По мнению некоторых исследователей, оставление полуострова мирскими жителями явилось одной из предпосылок того, что сюда начали приходить для совершения монашеских подвигов те, кто желал уединенной подвижнической жизни. Со временем в сюда пришли монахи из разных уголков империи, спасаясь от гонителей в различные временные периоды.

Тропа к пещере прп. Афанасия Афонского

Этот период зарождения монашества на полуострове хотя и сохранился лишь в предании, и документальных подтверждений того периода практически не сохранилось, однако все же припадает на время появления института монашества в Египте, которое спустя несколько лет очевидно появилось и на Афоне. Первые насельники на Афоне вероятно селились в пологих местах, со временем перешли в глубь полуострова. Так, на протяжении столетий на Святой Горе появились различные обители: монастыри, скиты, келлии, кафисмы, исихастирии.

Афон во времена Византии

Со времени зарождения монашества на Афоне первые монахи вели отшельнически образ жизни, эта форма монашества на Афоне сохранилась до сегодня. До 10 в. все монастыри и скиты были особножительниыми (идиоритмическими), сегодня идиоритмии придерживаются несколько скитов, а все монастыри общежительные.

Когда в 10 в. на Святую Гору пришел прп. Афанасий Афонский и начал строительство Великой Лавры это вызвало смущение у многих насельников Святой Горы, среди которых был известный подвижник того времени прп. Павел Ксиропотамский. Он ревновал об аскезе в самой строгой ее форме - пустынной, поэтому и был против начинаний прп. Афанасия строившего большой монастырь. Преподобный Афанасий Афонский считал допустимым наравне с уединением существование другой формы монашества - лаврианства или общежития, сам же отличался особым благочестием, многими добродетелями, имел хорошие организаторские способности. Общежитетльное монашество как одна из форм зародилась намного ранее, в конце 4 в., но очевидно традиция афонского монашества на тот период была таковой. 

В то время прп. Павел Ксиропотамский с несколькими монахами направился в Константинополь, чтобы перед императором опротестовать афонские "новшества" нарушеющие древние обычаи. После посещения Святой Горы Евфимием Студитом, которого направил сюда император Иоанн Цимисхий для рассмотрения этого дела, было принято решение о допустимости формы и прав больших монастырей на Афоне. После чего был составлен Первый Устав Святой Горы (971-972 гг.), в которой вошли некоторые правила прп. Афанасия Афонского.

Источник на месте явления Пресвятой Богородицы прп. Афанасию

Глубокое воззрения на монашество и личный пример прп. Афанасия, привлекло к нему внимание монахов - келлиотов с других мест Афонской Горы. Среди них были армяне, грузины, латиняне. Помимо Великой Лавры, в 10 в. были учреждены и другие монастыри: Ватопед, Иверский, Дохиар, Филофей, Ксенофонт.

В 11 в. на Афоне получил распространение общежительный устав и были основано множство келлий и монастырей. Этот период можно охарактеризовать как благоприятный для развития монашества на Афоне, однако вскоре полуостров претерпевает ряд пиратских нашествий, в следствие чего многие обители приходят в упадок или прекращают свое существование. Спустя время на Афон на непродолжительное время приходят валашские пастухи, что привело к определенным сложностям на Горе. По этому случаю император Алексий издает хрисовул которым кроме всего прочего воспрещалось посещение Святой Горы женщинами. Данное правило соблюдается до сегодня и называется "Аватон". .

В 12 в. учреждение новых монастырей было ограничено, но были построены многи келлии. В этот период на Святую Гору прибывают сербы, русские, западноевропейцы, а также грузины, которые поселились на Афоне ранее и основали Иверский монастырь.

В 13 в. Афон как и Византийская империя претерпевает последствия вторжения франков, до времени освобождения Константинополя Палеологами. Пребывание Афона в этот период в составе Фессалоникского королевства, и давление давление на афонских монахов со стороны латинян в вопросе заключения унии с представителями западной церкви, привело к гонениям и мученичеству части насельников Афона.

После правления Михаила VIII, который как полагают поддерживал унию и оказывал давление на Афоне, монастыри вступили в период нового расцвета особенно благодаря попечительству противника унии Андроника II Палеолога. 

В начале 14 в. на Афон вторглись каталонские пираты, разрушая монастыри и подвергая казням их насельников, после чего количество монастырей Святой Горы уменьшилось до 25.

В возрождении монастырей принимали участи различные известные личности: константинопольские и трапезундские императоры, сербские правители, русские государи, молдовлашские господари, правители Грузии и т. д. В 14 в. когда Сербия переживала период расцвета, государи страны оказывали Афону большую помощь, особенно сербскому монастырю Хиландар, тогда же на Святую Гору прибывало много сербов. В ту эпоху строились большие келлии, которые были  экзартимами монастырей и даже некоторые из них получили монастырский статус. Также были случаи объединения некоторых монастырей.

Период турецкого владычества

15 в. считается одним из лучших периодов истории Афона, однако после падения Византийской империи в 1453 г. Афон как и вся Греция попадает под власть турок, но старается сохранить нормальные отношения с султаном Мурадом II (1421 - 1444 и 1446 - 1451). Султан признал афонских монахов владельцами монастырей, что впоследствии подтвердил завоевавший Константинополь Мехмед II Завоеватель (Фатих) (1444 - 1446, 1451 - 1481).

Восточная сторона полуострова. Вид на монастырь Ставроникита

Несмотря на сложную ситуацию в условиях оккупации на Святой Горой была закреплена определенная независимость, а в фирманах султанов Афон назывался: "Страна где день и ночь благословляют имя Божие" и "Убежище бедных и чужестранцев". До 15 в. Афон пребывает в благоденствии. В этот период был возрожден один из святогорских монастырей - Ставроникита.

Большие налоги и секуляризация монастырского имущества турецкими властями ввергли монастыри в экономический кризис. По этой причине в части монастырей получает распространение идиоритмический устав, который в 18 в. становится общей тенденцией на всем полуострове. Идиоритмия становится неким способом решения возникших экономических трудностей. Претерпела изменения и система управления. Игуменов в монастырях сменили эпитропы, а прота в Карее 4 эпистата. В это время уменьшается количество афонских монахов и начинает преобладать скитской образ жизни. Таким образом на Афоне появляются множество скитов, часть которых существуют до сегодняшнего дня.

 

Паломничество

Авторские туры, индивидуальные и групповые поездки, круизы вдоль Афона
Забронировать автомобиль с водителем
Разрешение на пребывание на Афоне
Гора Афон в Греции
Старый Русик на Афоне
Румынский скит Продром на Афоне
Монастырь Каракал на Афоне
Монастырь Констамонит на Афоне