Монашество на Афоне
Время возникновения ок. IV в.
Институт монашества
Не смотря на то, что с появлением христианства, и даже в его преддверии начали появляться люди желающие уединенной, безбрачной жизни, все же институт монашества приблизительно как он понимается сегодня, получает распространение к 4 в. Первые монахи именовались "анахоретами". Термин "анахорет" (с др. греч. "отшельник, пустынник", а глагол "anahorevo" означает "отступать, удаляться".
Среди первых известных отшельников следует упомянуть преподобных: Антония Великого Египетского, Макария Египетского, Макария Александрийского. С именем Пахомия Великого связано появление киновиальной формы жизни, "киновия" (с греч. "общежитие"). Этот подвижник составил первый общежительный монастырский устав. Монашеской жизни прп. Пахомий научился в Фиваиде у Аввы Паламона и после 10 лет уединения в пустыне прп. Пахомий основал обитель у развалин селения Тавенниси.
Вскоре подобные сообщества появились в других частях Египта, в Палестине, а также в Сирии и Константинополе.
Южная часть афонского полуострова
Появление монашества на Афоне
Нечто подобное происходило и на Афонском полуострове. Согласно традиции, преданию первые подвижники пришли сюда в 4 в. Не смотря на то, что документы подтверждающие пребывание здесь иноков датируются не ранее 8 в., все же не стоит исключать более раннее находждение здесь анахоретов. Из всех существовавших в то время монастырей, только Афон сохранился как крупный монашеский центр, хотя в сравнении с другими несколько поздний, и являющийся маяком духовной жизни для всего православного мира:
«Как и святой Афон, Валаам, поныне, - светит. Валаам - на севере, Афон - на юге. В сумеречное наше время, в надвинувшуюся "ночь мира" - нужны маяки».
Со ранневизантийских времен на Афоне собирается большое количество монахов, стекавшихся с различных концов империи. Со временем Афонский полуостров стал именоваться "Святой Горой". Распростанению монашества на Горе способствовало несколько причин: 1) опустели раннее существовавшие здесь поселения; 2) разрушение крупных монашеских центров на востоке, следовательно отток оттуда монашествующих, в том числе и на Афон; 3) враждебное отношение к монашествующим от Византийских императоров, особенно в период иконоборчества.
Вполне вероятно, что первые аскеты поселились на Афонском полуостпрове в его пологих местах, прибыв сюда по причине различных набегов, в том числе от сарацинских пиратов. Впоследствии для большей безопасности освоили горные места полуострова. Начиная с 7 в. на на Афоне были представлены все формы существовавших ветвей института монашества: египетской, палестинской, сирийской. Во время правления Константина Погоната (668-685 гг.) сюда, по причине гонений прибыли монахи из Палестины, Африки, Моравии.
С 9 в. Святая Гора Афон уже известна как монашеский центр. Это проявилось в факте участия святогорских монахов на соборе 843 года, созванного при императрице Феодоре. Среди известных подвижников этой эпохи известны: прп. Петр Афонский и Евфимий Фессалоникийский. Оба подвижника были почти современникаим друг другу, и представляли 2 различніх аскетических направлений: прп. Петр - пустыннического, прп. Евфимий - лаврианского.
В разные периоды сюда прибывали монахи из Сирии, Сербии, Болгарии, Палестины, Грузии, Румынии. До середины 11 в. здесь подвизались монахи из западноевропейских государств образовав здесь 3 латинские обители: Римскую, Амальфийскую, Зигу, возможно к этой чреде следует отнести и известную на Святой Горе келлию Миломотамос. Однако если основателем ее считать прп. Афонасия Афонского, тогда следует допустить, что она была основана до прп. Афанасия и он ее возродил, или она была неселена латинянами после преставления прп. Афанасия (1000 г.).
Со временем насельники Афона образовали Лавры, по примеру древних палестинских Лавр. Под словом "Лавра" здесь следует понимать - группу монахов проживавших одной общиной. Среди Лавр того времени известны: Лавра Святого Климента, в районе современного Иверского монастыря, а также Кафедра Страцев - наиболее значительная из Лавр.
Насельники Кафедры Старцев совершали соборные богослужения в центральном храме, а настоятели всех ее келлий, на праздники Рождества Христова, Успения Пресвятой Богородицы и Пасхи собирались на собрания для решения различных вопросов. В документе выданном Романом Лекапиным I (934) Кафедра именуется "древней", что подразумевает ее длительное существование.
После учреждения многих монастырей в 10 в. количество братий Кафедры уменьшилось по причине их перехода в новосозданные монастыри. Спустя время Кафедра упразднилась и прот перенес место своего пребывания в центральную часть Афона, которая со временем получила название Карея.
Формы монашеской жизни
На Афонской Горе параллельно существуют 2 вида монашеской жизни: киновия (общежитие) и идиоритмия (особножительный вид монащества). До 10 в. все обители на Афоне придерживались идиоритмии. Этот вид монашеской жизни сегодня преобладает в скитах. Как известно афонские идиоритмические скиты состоят из совокупности келлий. Главной их особенностью является то, что каждая келлия имеет свой "устав", распорядок дня, т.е. руководствуется своими внутренними правилами жизни.
Насельники таких келлий часто собираются на совместное богослужение в центральный собор скита (кириакон), при этом могут совершать их в храме своей келлии. Киновиа предполагает, что все монахи проживающие в том или ином монастыре придерживаются одного устава и распорядка, например, каждый день собираются на совместное богослужение, трапезу и могут иметь кроме индивидуальных, общие послушания.
Сегодня все 20 монастырей придерживаются киновиальной формы жизни. Из 12 афонских скитов 4 придерживаются киновии, другие 8 идиоритмии. Кроме монастырей и скитов, на Афоне существуют другие формы монашеской жизни: келлии, кафисмы, каливы, исихастирии.
Келлии - в большей части небольшие постройки состоящие из жилого корпуса, храма, c прилегающей территорией под сад или огород. Кафисма - зачастую ничем не отличающаяся от келлии, и расположенная рядом с монастырем.
Калива - более простая по устройству келлия, обычно с меньшей территорией и количеством насельников.
Исихастирии - отдаленные или даже пустынные места монашеских поселений, зачастую в труднодоступных местах.