Размышление по поводу празднования чудесной памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона
Православная Церковь чествует 27 июля память безмезднаго врача, угодника Божия, св. великомученика и целителя Пантелеимона и редкий из богомольцев не просит особенно усердно в этот день предстательства угодника перед престолом Всевышняго о ниспослании целебной помощи в недугах телесных и душевных, в чем все мы так сильно нуждаемся.
Приличествует по такому важному случаю поразмыслить – достаточно ли мы успеваем приготовиться к тому, чтобы испрашиваемая нашими молитвами небесная помощь получилась нами во всей полноте, по нашему желанию?
Святая Церковь наставляет нас прежде чем приступать к молитве, примириться с ближними, чтобы в сердцах и душах наших не оставалось места никаким греховным осадкам.
Но все ли мы стремимся к столь возвышенному молитвословию. Проверим, познаем себя. Ведь не мало из нас найдется таких, которые считают даже мелочным, если досадят ближнему острым словом, осудят его мысленно, питают к ближнему зависть, гнев и в житейских суетах своих увлекаются до такой степени, что стоя в храме на молитве, не прочь дать чем-либо почувствовать нерасположение свое при виде ненавистнаго ближняго.
И все эти душевные грехи считают ничтожными, незаслуживающими внимания, а греховными признают только проступки вещественные, караемые законом общественным. Никто даже не потрудится поразмыслить, что иногда физические страдания не доводят ближняго до такого величайшаго мучения, как отчаяние душевное, причиняемое нашими словами и скрытыми путями.
Кто же дал нам право на такой жестокий суд над душевными качествами ближняго, кто вручил нам власть наказывать ближняго? Ведь если в общежитии закон гражданский воспрещает воспринимать на себя самосуд над ближним даже в случае причинения им вещественнаго вреда, то каким же образом мы можем присвоивать себе суд небесный над душевными качествами ближняго, ни в чем даже перед нами наповиннаго? Никто таких прав нам не предоставлял и мы являемся в этих случаях судьями самозванными.
Не ясно ли после всего сказанного, почему молитвы наши не всегда приносят нам ожидаемую пользу, почему наши на то сетования оказываются несправедливыми. Вдумаемся серьезно – может ли угодник Божий предстать перед престолом Всевышняго с ходатайством, об исцелении физической немощи, за такого богомольца, который мало того, что присвоил себе суд небесный над своим ближним, но даже не счел себя обязанным очистить примирением сердце и душу от этого греха, прежде, чем обратился с молитвенным прошением к угоднику, об исцелении от личной физической немощи?
Вот над чем следует задуматься прежде, чем явиться в храм Божий, для участия в прославлении чудесной памяти угодника Божия.
Итак, постараемся заранее примириться с нашими ближними, попросим угодника помочь нам проникнуться чувством полнаго сознания и искренняго раскаяния перед ними в наших житейских заблуждениях; будем умолять угодника о воскрешении угасших в нас тех душевных качеств, о которых взывал ко Господу, в минуты тягчайшей душевной скорби, св. Псалмопевец: Сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови в утробе моей. (Псал. 50, 12).
Тогда получим возможность надеяться, что прошения наши об исцелении от недугов телесных и скорбей душевных дойдут до престола Всевышняго.
Источник: Душеполезный собеседник, 1910 г., с. 200.